Летний Фестиваль Балета

Музыкальность пластики лучших русских танцовщиц далекого прошлого

Раздел: История балета
26-09-2018

Именно здесь следует искать истоки подлинной музыкальной драматургии балетного спектакля. Она-то и составила одно из важнейших, а может быть и самое важное завоевание русской хореографической школы XX столетия.

В чем же заключается музыкально-драматургическое новаторство русского балетного театра конца прошлого века? Прежде всего в переходе от хотя бы и очень тонких и точных, но разрозненно данных характеристик, отличавших рудиментарную музыкальную драматургию балетов Адана и Делиба, к характеристикам изменяющимся, развивающимся от ситуации к ситуации, от мизансцены к мизансцене; в достижении сквозного развития музыкально-танцевального действия, при котором замкнутые, закругленные номера трактуются авторами и воспринимаются зрителем-слушателем в качестве звеньев единой циклической формы.

Дело здесь совсем не в «сюитности», на которую с легкой руки Игоря Глебова и вовсе не проникаясь его посылками, так часто и так охотно ссылаются наши хореографоведы, а именно в цикличности строения. Не только в принципах преднамеренного чередования либо родственных, либо противоположных, контрастирующих музыкально-хореографических номеров, а в единстве тонального, ритмического, темпового и динамического плана, «заданного» в масштабах, большой сцены, картины, действия и целого балета. Этот план предусматривает устремленность музыкально-сценического повествования, через ряд частичных кульминаций к кульминации решающей, центральной. В балетах Чайковского — Петипа и Чайковского — Льва Иванова именно это и составляет основу того, что мы понимаем под симфонической дрйматизацией балета. Нельзя рассматривать данное явление только в одном аспекте — как чисто музыкальное, как специфическую особенность определенного жанра музыкального искусства — балетной музыки. Все дело в органическом сплаве музыкального и хореографического повествования — действия.


Статьи по теме:
 Хореография в балете
 Театр Фокина
 Дягилев-"создатель" фокинских балетов
 Жанровый и комедийный элементы
 Кульминация развития образа Марии

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: