Летний Фестиваль Балета

Музыкальность пластики лучших русских танцовщиц далекого прошлого

Раздел: История балета
17-11-2018

Совершенно исключительное по силе и творческим результатам воздействие на развитие музыкальной культуры русского балета оказали обе оперы Глинки. Они знаменуют наступление совсем нового исторического этапа, значение которого выходит далеко за пределы России не только в развитии оперной и симфонической, но и балетной музыки. Обычно, говоря о первой опере Глинки, указывают на важность танцев польского акта для дальнейшего развития музыкально-хореографической культуры. И действительно, полонез, краковяк, вальс и мазурка из оперы «Иван Сусанин» оказали активное воздействие на формирование жанра национальной танцевальной сюиты в русском балете, оказали могучее влияние на симфонизацию характерного танца, на фольклорную, этнографическую и историческую достоверность национального хореографического группового и массового портрета. Не будь танцев «Ивана Сусанина», а также «Руслана и Людмилы» с их лезгинкой, гениальной по полноте и глубине национальной характеристики, не было бы ни половецких плясок бородинского «Игоря», ни вальса, полонеза и экосезов «Евгения Онегина» Чайковского, ни игрища скоморохов в «Снегурочке» Римского-Корсакова, не говоря уже об операх-балетах «Торжество Вакха» Даргомыжского и «Млада» Римского-Корсакова. Не было бы без них также ни испанских танцев «Лебединого озера» и «Раймонды», ни национально характеристической сюиты «Щелкунчика», ни большой венгерской сюиты «Раймонды».

И, однако, неизмеримо более важную, можно даже сказать определяющую роль для новой постановки проблемы музыкальной драматургии балетного спектакля сыграло другое: метод действенной музыкальной характеристики через танцевальный мотив, к которому в «Иване Сусанине» обратился Глинка. Используя мотив мазурки в качестве лейт-темы польских захватчиков, он провел его через две следующие за польским актом сцены (в избе Сусанина и в лесу), решающие для развития сюжета, и раскрыл его в многообразных видоизменениях — от транспонировки в минор до секвентного развития с одной стороны и до фрагментарного напоминания в лаконичных «бросках» одного лишь начального запева — с другой.


Статьи по теме:
 О постановке "Дафниса и Хлои"
 Современная тема в балете.
 Мимические сцены
 Наследие Фокина
 Отсутствие стиля и характера

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: