Летний Фестиваль Балета

Балеты на пушкинские темы.

Раздел: История балета
10-03-2024


В советском балетном творчестве положение с пушкинской темой существенно иное, нежели в советской опере. Здесь налицо не только значительные и признанные успехи. Здесь эти успехи с полной доказательностью противопоставлены балетной практике дореволюционного времени, в отличие от оперной классики, ни разу не поднявшейся до подлинного творческого союза с Пушкиным. Что прогрессивные силы русского балета опирались на поэтическую культуру Пушкина, на романтические и реалистические тенденции его поэм и стихотворений, это сомнению не подлежит, как не подлежит сомнению глубокое, творчески перспективное восприятие самим Пушкиным современного ему русского балетного искусства.

Правильность первого из этих утверждений подтверждается деятельностью замечательного балетмейстера, одного из основателей русской классической хореографии — Шарля Луи Дидло, реформатора мифологического «анакреонтического» балета, в который он внес черты эмоциональности и психологической содержательности. Дидло может быть признан одним из пионеров романтического движения в мировом балетном искусстве, ибо (как это доказывают новейшие исторические разыскания Ю. О. Слонимского) и образы, и танцевальная лексика его балета «Зефир и Флора», поставленного в 1808 году, оказались предпосылкой и основой для дальнейшего развития *- романтического балета, вплоть до «Жизели». Дидло, также как и его ученик — балетмейстер Адам Павлович Глушковский, ставил балеты на сюжеты пушкинских поэм, значительно при этом хронологически опередив оперу. Выдающиеся русские балерины того времени — Авдотья Истомина и Екатерина Телешева, воспетые Пушкиным и Грибоедовым, исполняли видные роли в этих балетах. Все это происходило при жизни поэта. Но не только эта непосредственная связь с Пушкиным, а именно насыщение танца элементами романтической и реалистической содержательности — национальной конкретностью, эмоциональной и психологической образностью — вот что становилось заметным проявлением воздействия пушкинской культуры на русский балет, переживавший в ту пору период бурного национального творческого самоопределения.

Что последнее Пушкин хорошо чувствовал и осознавал, видно из многочисленных стихотворных строк его, воспевающих балетное искусство, из числа которых особенно знаменательны те, что прямо характеризуют отличительные национальные особенности русской хореографии:


Статьи по теме:
 Критика старого балета
 Роли Г. С. Улановой в советских балетах.
 Нет худа без добра
 Второе действие "Дафниса и Хлои"
 «Шопениана»

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: