Летний Фестиваль Балета

Музыкальность пластики лучших русских танцовщиц далекого прошлого

Раздел: История балета
04-06-2017


Музыкальность пластики лучших русских танцовщиц далекого прошлого, являвшуюся выражением душевности» искренности и психологической содержательности их танца, то есть черты, органически родственные характерным чертам русской песенности, отмечали и Пушкин и Грибоедов. Лаконичный, но поэтически яркий стихотворный портрет балерины А. Истоминой, нарисованный в первой главе «Евгения Онегина», содержит в себе указания на сочетание в ее танце музыкальности («смычку волшебному послушна») с кантиленной плавностью движения («летит, как пух от уст Эола»). Если сочетать с этими тонко уловленными чертами характеристику, данную поэтом отечественному хореографическому искусству в лирическом отступлении, предшествующем портрету Истоминой («Услышу ль вновь я ваши хоры? Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полет?»), станут ясными направленность, характер этой музыкальности искусства танцовщиц русской школы, музыкальности движения, напевного по манере произношения, сердечного по тону высказывания.

Из беглых и разрозненных упоминаний современников можно сделать заключение, что эти черты отчетливо выступали у Е. Колосовой, у юной Даниловой, у М. Новицкой и других прославленных балерин прошлого века. Думается, что у русских крепостных танцовщиц, так же как и у их современниц — балерин казенной сцены, воспитывавшихся в Театральной школе, где обучались дети людей «простого звания», стихийно, но в то же время и закономерно должна была проявляться народная песенность и в пластической интонации и в пластической дикции, сказываться непосредственность, простота, сердечность, «благородство просторечия» как в распеве движения, так и в его скороговорке-причете.

И действительно, именно в этом — одна из отличительных черт национального своеобразия русского женского танца. Его певческая традиция стала основой отечественной хореографической школы и свободно прослеживается от искусства Даниловой, исполнительницы роли Психеи в балете Дидло «Амур и Психея», которую современники прозвали «душенькой», до хореографического bel canto Анны Павловой и до танца-песни Улановой.


Статьи по теме:
 Перевес в хореографической партии Джульетты элементов «партерной» техники
 В 1940 году Ленинградским Малым оперным театром был показан балет «Сказка о попе и о работнике его Балде»
 Творческий метод Фокина
 Первые спектакли балета «Ромео и Джульетта»
 Влияния Фокина на современный балет

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: