Летний Фестиваль Балета

http://wallet.ua/ мужские сумки купить в киеве мужские сумки.

Музыкальность пластики лучших русских танцовщиц далекого прошлого

Раздел: История балета
24-12-2017

По верному наблюдению известного бельгийского дирижера Дезирэ Дефо, высказанному им в личной беседе со мной во время его гастролей в СССР в середине тридцатых годов, асимметричные, дробные метры содержат в себе неограниченные выразительные возможности для воплощения движения больших человеческих масс, для передачи стихийного дыхания и пульса толпы. Это, несомненно, понимали и чувствовали и Бородин, то и дело «смещающий» тактовую черту при смене метров в половецких плясках, и Римский- Корсаков, обращавшийся в больших хоровых эпизодах своих опер к сложным, комплексным ритмическим формулам в семь, девять и даже одиннадцать долей с неодинаковой группировкой внутритактовых делений, и, в особенности, Стравинский в «Свадебке», «Весне священной» и том же «Петрушке».

Проблемам музыкального осмысления хореографического искусства Фокин, бесспорно, уделял неизмеримо больше внимания, гораздо творчески активнее и глубже ставил, а во многих случаях и решал эти проблемы, нежели кто-либо из его предшественников. У него мы найдем все разновидности хореографического спектакля — от бесфабульной поэмы «Шопениана» до развернутого сюжетного повествования «Павильона Армиды» и «Египетских ночей», от жанрово-характерных сцен «Арагонской хоты» до представления в духе народного лубка, хотя бы и преломленного в изысканно-эстетизированном плане («Петрушка»), Здесь и отклики на самые различные эстетические течения — от неоромантизма «Видения Розы» и импрессионизма «Нарцисса и Эхо» до чувственно-пряной экзотики «Шехеразады» и экспрессивности «Маски красной смерти». Здесь и массовые, и ансамблевые, и камерные формы («Тамара» — «Прелюды» — «Эрос»), и формы концертные («Умирающий лебедь»).

В миниатюре Фокин также умел находить органическое соответствие между пластическим содержанием сценического образа и звукообразом. Приведу маленький, но чрезвычайно характерный пример из фокинской постановки шумановского «Карнавала». Под музыку пьесы, озаглавленной у Шумана Reconnaissance, то есть «Признание», инструментованной Витолем, идет дуэт Арлекина и Коломбины. И в музыке и в танце сосуществуют два параллельных ритма: один — укрупненный — в восьмых, плавно слигованных в мелодии и заостренных в басу, другой — учащенный — в шестнадцатых, пульсирующих в ровных и четких staccati. Оба ритма сливаются воедино, представляя собою как бы одновременно звучащие различные манеры произнесения единой фразы. В танце это отражено соответственно ритмизованной пластикой: более укрупненной у кавалера, под короткие прыжки которого танцовщица совершает «скороговорочную» семенящую пробежку. Здесь идеальное слияние пластического и музыкального образов, взаимодополняющих друг друга.


Статьи по теме:
 Жанровый и комедийный элементы
 Относительно мимики
 Отличия от классического балета
 Переломный момент в развитии балета
 Нет худа без добра

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: