Летний Фестиваль Балета

Свежая информация дневной лагерь у нас на сайте.

Постановка "Петрушки"

Раздел: Постановки балета
29-03-2017


Ставить балет я начал в Риме, во время выступления дягилевской труппы в театре Констанца. Помню это очень хорошо, потому что сочинение «Петрушки» происходило при невероятных условиях. Не было настоящего репетиционного зала, и мне приходилось ставить балет в подвальном помещении при шуме и лязге машин. Продолжал постановку я в Париже, тоже не в благоприятных условиях. Сочинял я сцены Петрушки, Арапа, Балерины на сцене Гранд Опера. Помню, что большими палками, положенными на стулья, мы отгородили треугольник: комнату Арапа и комнату Петрушки.

Хор, проходящий через сцену, заинтересовался репетицией. Мужчины и женщины остановились, устроились на палках, как на заборе, и стали смотреть.

Я привык сочинять, когда много зрителей наблюдают за мной из зрительного зала. Но когда смотрят в лицо, думается не так хорошо. Я работал быстро и радостно, хотя должен сказать, что с музыкой Стравинского создание композиции идет не так скоро, как с музыкой Шопена и Шумана. Артистам приходится объяснять счет. Особенно иногда трудно заучивать перемены ритмов. Мне, когда я прихожу на репетицию, все ясно.

Я знаю музыку не только на слух, я помню зрительно, на какой странице и на какой строчке находится данный такт, причиняющий артистам много неприятностей. Но они в ноты не смотрят и все должны заучивать по слуху и по моим движениям. Приходится без конца останавливаться и «пускаться в математику». Иногда это расхолаживает. Путающийся в счете артист задерживает работу, и она «стынет». Нижинский был слабоват в музыкальном отношении, и счет ему давался с трудом, но зато он улавливал жест, его сокровенный смысл, и работа с ним всегда шла приятно именно по этой причине.

Я с самого начала своей деятельности выставил тезис: полная свобода композитору. Пускай он выражает свободно то, что чувствует. До меня балетмейстеры просили: «16 тактов, еще 16 и еще 16». Получалась мужская вариация. Просили 32 такта вальса, и получалось для балерины. Мне был противен такой подход к музыке. Я ждал от композитора картины, образы, характеры. А сколько и каких тактов для этого понадобится, я не говорил и не хотел об этом думать. Из такой идеи «раскрепощения композитора» создался новый балет, в частности новая балетная музыка. Став свободной, музыка стала богаче, и обогатился самый танец.


Статьи по теме:
 «Сон в летнюю ночь»
 Знакомство с С.П. Дягилевым
 Изменения в балете "Жар-птица"
 Разногласия между A.Н. Бенуа и Л. С. Бакстом
 "РУССКАЯ ФАНТАЗИЯ"

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: