Летний Фестиваль Балета

Лексика национального танца

Раздел: История балета
08-03-2024


Лексика национального танца концентрированно использована балетмейстером лишь в групповых и массовых сценах для экспозиции образа народа. Таковы игровой женский танец лекури (лезгинка), разновидность картули, в начале балета и воинственный мужской — пятидольный хоруми — в его финале, отнюдь не «цитатные» (что, в сущности, было бы и невозможно при изобилии вариантов — областных и тематически смысловых — этих танцевальных формул), а действенные и индивидуализированные по балетмейстерскому почерку.

Зато в рассеянном, фрагментарном использовании лексика национального танца присутствует почти в каждой танцевальной характеристике, почти в любой мизансцене. Мы найдем здесь приемы прыжкового движения — чаквры, приседания до полу (букна), подскока с согнутыми коленями (мухмури сада), скольжения на полупальцах с вытянутыми коленями (сриала сада и гасма). Мы встретим элементы и штрихи, подмеченные в ритуальных обрядовых танцах — мингрельских и горийских, военизированных играх (джири- тоба, гарчия), борьбе (чидаоба, криви), искусстве канатоходцев (муштаиоба), искусстве акробатов (джамбазоба), хевсурском фехтовании (кечнаоба), искусстве шутов и мимов (кинтоури) и т. п.

Такого же метода в музыкальной партитуре балета придерживается А. Баланчивадзе. Его письмо представляет собою превосходный образец симфонического повествования, широко планированной крупной формы, логически обоснованной сложной системы мотивно-разработочного и вариационного развития тематического материала. Словом, это действительно танцевально-сценическая симфония, Какой и должен быть современный балет, представляющий собою вершину многовековой эволюции данного музыкального и театрального жанра.

А вместе с тем, стилистической особенностью партитуры является ее национальное своеобразие, выраженное в сближении ее интонаций, ритмов, фактуры с приемами, чутко подмеченными в народном музыкально-песенном и в музыкально-плясовом творчестве, вплоть до имитации народных инструментов — ударных (дойры, дооли), духовых (сала- мури, ствири), щипковых (чонгури, пандури, чанги) и смычковых (чунури, абхиарца).


Статьи по теме:
 Триумфальный успех Русского балета
 Относительно мимики
 Танец тела вместо танца ног
 Образность балетной музыки
 Мимические сцены

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: