Летний Фестиваль Балета

Система создания балета

Раздел: История балета
10-08-2024


Система создания балета может быть различная. Мне приходилось сочинять балеты на давно написанную музыку, написанную не для балета, не для театра. При этом я то пользовался программой или намеками на программу, которые находил в нотах («Прелюды», «Карнавал»), то придумывал программу к чистой, беспрограммной музыке (VI Симфония, «Испанское каприччио»), то ставил на другую программу, а не на ту, которую имел в виду композитор («Шехеразада»), то совершенно обходился без всякой программы («Сильфиды», «Эльфы»). Иногда я давал композитору разработанное либретто и потом получал уже готовую, написанную на мой сюжет музыку (как было с балетом «Дафнис и Хлоя»). Бывало, что я получал балет с готовым сюжетом. В таких случаях, кроме сочинения танцев, мне обычно приходилось придумывать подробности сцен, я старался найти драматическое оправдание каждой музыкальной фразы (например, балет «Петрушка»). Все это совершенно различные приемы постановки балета, и я не имею в виду рекомендовать какой-либо один из них. Я не говорю, что балет должен сочиняться непременно только таким образом, как это было в нашей работе со Стравинским над «Жар-птицей». По я все же скажу: наиболее увлекательной является система совместного творчества балетмейстера и композитора, когда два художника вместе вырабатывают смысл каждого момента музыки. Конечно, для этого нужно взаимное понимание, нужно, чтобы один другого разжигал своей фантазией. Тогда два мира: мир пластических видений и мир звуковых образов — постепенно сближаются, пока не сольются в одно целое.

Балет «Жар-птица» не был готов к первому сезону в Париже. Дягилев со свойственной ему находчивостью преподнес парижанам под именем «Жар- птица» танец «Голубой птицы» из балета «Спящая красавица». Я с удовольствием срепетировал для дивертисмента; мне была только неприятна эта подмена названий. Зачем понадобилась такая подделка? Оказалось, что в рекламу Дягилев уже пустил сведения о балете «Жар-птица.Балет «Жар-птица» был дан лишь во втором сезоне, то есть в 1910 году


Статьи по теме:
 Либретто балета "Омфала"
 О постановке "Дафниса и Хлои"
 Про "Сильфиды" и "Карнавал"
 Второе действие "Омфалы"
 Творчески жизненный характер и научная обоснованность советской системы хореографического образования

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: