Летний Фестиваль Балета

Воспоминания Г. Коребут-Кубитовича

Раздел: Балетмейстеры
25-12-2016


В воспоминаниях . Г. Коребут-Кубитовича так изложен конец этого замечательного свидания: «Он ушел от этого знаменитого композитора со словами: «Я уверен, что вы еще услышите обо мне много самых лучших отзывов, когда я буду знаменитый» — и довольно шумно захлопнул дверь».

Если верить книге, подписанной именем Лифаря, то другой друг Дягилева — В. Ф. Нувель так запомнил эту фразу: «будущее покажет, кого из нас двоих история будет считать более великим».

Какая бы из этих фраз ни была произнесена па самом деле, нет сомнения, что Дягилев хотел быть творцом-композитором, очень был уверен, что будет, но никогда не стал им, не стал из-за отсутствия творческого дарования.

Но это не помешало ему угадать, что он будет «более великим», чем Римский-Корсаков. Да, мы живем в такое время, когда считается, что написать оперу «Золотой петушок», симфонию «Шехеразада» есть дело бесконечно более легкое, чем, например, поставить эту оперу на сцене или, точнее, поручить другим поставить их.

Какие были у Римского-Корсакова средства для создания своего величия? Он не проводил, как Дягилев, бесконечных часов в обществе критиков и пресс-агентов, он не составлял групп и кружков из избранных эстетов во всех столицах мира для поддержания интереса к своему искусству, он не пользовался патронажем высокопоставленных лиц или даже коронованных особ, не пользовался финансовой поддержкой многих леди, маркиз, магараджей и просто капиталистов.

Нет, Римский-Корсаков пользовался только своим творческим талантом, знанием законов искусства и своим творческим трудом.

Вот этого-то только Дягилеву и не хватало. Тем не менее он не ошибся: он стал «более великим», «знаменитым» и «биографий» его появилось большее количество, чем Н. Л. Римского-Корсакова.

В своем литературном труде о художнике Левицком Дягилев проявил опять-таки не творчество, а большое знание и понимание живописи, хороший вкус, а главное... организаторский талант. «Как? Организаторский талант при составлении художественной монографии?» — удивится читающий эти строки. Да, именно организаторским талантом Дягилев блеснул и в данном случае. Он сумел организовать такой розыск картин Левицкого, так сумел уговорить владельцев этих картин дать их для репродукций, так сумел разыскать материалы о каждой картине мастера и о лицах, им написанных, что создал действительно монографию исключительной ценности и интереса. Надо было там еще написать страниц двадцать вступления. Дягилев это также сорганизовал. Он поручил их написать другому лицу.

12

Статьи по теме:
 Н.И.Волков
 Воспоминания о брате Владимир
 "Балетоманы"
 Муза и помощница
 О матери Фокина

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: