Летний Фестиваль Балета

Балеты на пушкинские темы.

Раздел: История балета
05-02-2020

Пушкинский дух и культура, как и пушкинская тема, увяли в русском дореволюционном балете, не успев расцвести. И единичные, имевшие в дальнейшем место, попытки обратиться к Пушкину сводились по сути дела скорее к дискредитации, чем к пропаганде и прославлению творчества великого поэта.

Чтобы дать представление о том, какое разительное отличие от величайших оперных произведений русских композиторов-классиков на пушкинские темы представляли собою дореволюционные пушкинские балеты, приведем краткие характеристики этих последних.

Первый из пушкинских балетов — «Кавказский пленник» или «Тень невесты» — «большой пантомимный балет в четырех действиях сочинения г. Дидло» с музыкой К- Кавоса, «аранжированной для оркестра учеником его г. Жучкоским», шел премьерой в Большом театре в Петербурге 15 января 1823 года. Действие поэмы перенесено было в доисторическую эпоху, герой наделен древнеславянским именем Ростислав. Введенная в спектакль его невеста названа Гори- славой, последнее действие — свадьба Ростислава и черкешенки Кзлкайи — происходит в тереме князя Бранислава. Из сказанного уже видно, что дело не ограничилось переодеваниями, что искажению подверглась и основная идея поэмы и ее сюжетная канва. Дидло, пользовавшийся для работы не подлинником, а специально для него сделанным французским переводом, все же — как это свидетельствуют современники — уловил дух поэмы и передал его в романтическом образе черкешенки, в национальных танцах, в деталях описания быта горцев. Но спектакль в целом, и прежде всего, определяющая его содержание сценарная основа и музыка — все это было, конечно, чрезвычайно далеко от литературного подлинника.


Статьи по теме:
 Балет и модернизм
 Движение за создание нового балета
 "Фрамино"
 Хореография в балете
 Балетная версия "Золотого петушка"

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: