Летний Фестиваль Балета

В 1940 году Ленинградским Малым оперным театром был показан балет «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Раздел: История балета
08-07-2017


В 1940 году Ленинградским Малым оперным театром был показан балет «Сказка о попе и о работнике его Балде» В. Варковицкого — М. Чулаки — Ю. Слонимского. Это была интересная и смелая попытка создания совсем новой жанровой разновидности пушкинского балетного спектакля — народной танцевальной комедии.

Из всех пушкинских сказок именно «Сказка о попе и о работнике его Балде» представляется наиболее политически заостренной и актуальной для современности как в силу утверждаемой в ней идеи народного возмездия за эксплуатацию (щелчки Балды, от которых «лишился поп языка» и «вышибло ум у старика»), так и ввиду ее воинственно-антирелигиозного характера. Вспомним достаточно характерную цензурную историю этой пушкинской сказки, при жизни автора так и не увидевшей света, а при публикации в «Сыне отечества» в 1840 году подвергнувшейся существенным изменениям: попа заменил «Купец Кузьма Остолоп по прозванию Осиновый лоб», попадью — хозяйка, поповну — дочка, попенка — сынок. Учтем и то обстоятельство, что сказка эта оказалась единственной из пушкинских сказок, к сценической интерпретации которой (в том числе и музыкальной) не рискнул подойти ни один даже из наиболее радикальных художников дореволюционной эпохи. А в то же время тема ее давно стала распространенным, излюбленным' мотивом работ художников-палешан. Это закономерно. Тон политической агитации пронизывает «Сказку о попе и о работнике его Балде» от начала и до конца.

К ней в первую очередь может быть отнесена замечательная характеристика стихотворных сказок Пушкина, данная М. Горьким: «Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу, не искажая в угоду государственной идее «народности» и лицемерным тенденциям придворных поэтов. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменными их смысл и силу... Насмешливое, отрицательное отношение народа к попам и царям Пушкин не скрыл, не затушевал, а, напротив, оттенил еще более резко».


Статьи по теме:
 Оперно-балетная версия "Золотого петушка"
 Детство балетмейстера
 Пестрый перечень некоторых фокинских постановок
 Первые русские сезоны
 Балет и модернизм

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: