Летний Фестиваль Балета

Требования к услугам по вывозу крупногабаритного мусора vyvoz-musora-peterburg.ru.

Балеты на пушкинские темы.

Раздел: История балета
06-04-2024

В своей сценической версии пушкинской поэмы Асафьев обратился к крымскому народному преданию, связанному с мавзолеем — фонтаном, воздвигнутым в Бахчисарае Керим- Гиреем в память грузинки Дилара-Бихеч, одной из затворниц его гарема. Об этом предании в своих вышедших в 1823 году «Путешествиях по Тавриде» говорит Муравьев- Апостол: «...странно очень, что все здешние жители непременно хотят, чтобы эта красавица была не грузинка, а полячка, именно какая-то Потоцкая, будто бы похищенная Керим-Гиреем. Сколько я ни спорил с ними, сколько ни уверял их, что предание сие не имеет никакого исторического основания, и что во второй половине XVIII века не так легко было татарам похищать полячек, все доводы мои остались бесполезными; они стоят в одном: красавица была Потоцкая...» Пушкин знал книгу Муравьева-Апостола и по поводу нее писал Дельвигу: «. .что касается до памятника ханской любовницы, о которой говорит М., я о нем не вспомнил, когда писал поэму — а то бы непременно им воспользовался».

Асафьев как раз это и сделал. Отсюда — отказ от музыкально-этнографической конкретизации Крыма, Бахчисарая, татар, выведенных как обобщенный образ разрушительной варварской стихии. Отсюда — стилистические «вольности»: вальсы, звучащие в гареме. Отсюда же — тонко введенный в лексйку партитуры интонационный материал эпохи молодого Пушкина: мелодия романса Гурилева на слова стихотворения «Фонтану Бахчисарайского дворца», и моцартовско-россиниевсксе звучание увертюры к балету, воссоздающей дух театрального музицирования Петербурга двадцатых годов прошлого столетия.

Целостность музыкального замысла в балете сочетается с целостностью примененных выразительных средств. Можно различить несколько отчетливых интонационных линий, формирующих стиль партитуры. Это, во-первых, отголоски романтической лирики начала прошлого века, впитанные музыкальной характеристикой Марии.


Статьи по теме:
 Кульминация развития образа Марии
 Детство балетмейстера
 Наследие Фокина
 Отличия первой постановки от второй
 Вторая "Шопениана"

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: