Летний Фестиваль Балета

Балеты на пушкинские темы.

Раздел: История балета
22-03-2020

Мои богини! Что вы? Где вы? Внемлите мой печальный глас: Все те же ль вы? Другие ль девы Сменив, не заменили вас? Услышу ль вновь я ваши хоры? Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полет?

Это устанавливается и прямой оценкой, сделанной в авторских примечаниях к «Евгению Онегину»: «Балеты Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной». «Один из наших романтических писателей, — добавляет Пушкин, имея в виду себя, — находил в них гораздо более поэзии, нежели во всей французской литературе».

И все-таки творчески равноправного союза не произошло. Для его осуществления тогда еще не существовало исторических предпосылок. Дидло и его сподвижники успели только дать первый толчок, только разбудить творческое сознание русской хореографии, и в первых своих опытах балетной инсценировки пушкинских произведений вынуждены были сильно отклоняться от характера образов, от точного фабульного содержания первоисточников и довольствоваться сотрудничеством с композиторами, не выдвигавшими проблему музыкальной содержательности хореографического спектакля. Мы говорим — успели, потому что уже в 1831 году, в самом расцвете творческих и интеллектуальных сил Дидло (так же, как и вся группа его сподвижников, представлявшая собою прогрессивное ядро русского балетного искусства) был устранен от дел, надо думать, именно в силу своих передовых эстетических воззрений. Русский балетный театр под воздействием реакционных политических взглядов и отсталых художественных вкусов руководителей придворной сцены на многие годы был повернут вспять. Из него тщательно изгонялась живая мысль, всяческая попытка обосновать возможность передачи идеи и чувства средствами танца. В нем утверждались гимнастический культ техники и дивертисментный принцип строения спектакля, исключающий осмысленное развитие фабулы, насаждались бессодержательные, фантастические сюжеты, культивировался феерический зрелищный характер целого.


Статьи по теме:
 Печальное искусство
 Дуэт с Евгением и заключительная монологическая
 Вмешательство Дягилева в балет
 Балетная версия "Золотого петушка"
 Первые спектакли балета «Ромео и Джульетта»

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: