Летний Фестиваль Балета

Балеты на пушкинские темы.

Раздел: История балета
30-01-2020

...жены робкие Гирея, Ни думать, ни желать не смея, Цветут в унылой тишине; Под стражей бдительной и хладной На лоне скуки безотрадной Измен не ведают они. ...Для них унылой чередой Дни месяцы, лета проходят И неприметно за собой И младость и любовь уводят.

Звуковому и психоэмоциональному миру Марии фоном служит поэтизированный быт старой шляхетской Польши с ее пышными формами национально, самобытной культуры: полонез с затейливой игрой чередующихся трех- и четырехдольных метров, и резко запоминающейся фигурой солирующих литавр; краковяк; мазурка. Мир Гирея обрисован на фоне музыкальных образов южной природы, созвучных великолепным по сочности и силе пейзажным зарисовкам Пушкина:

Волшебный край! Очей отрада! Все живо там: холмы, леса, Янтарь и яхонт винограда,

Долин приютная краса, И струй и тополей прохлада...

Или же:

Настала ночь; покрылись тенью Тавриды сладостной поля; Вдали, под тихой лавров сенью Я слышу пенье соловья; За хором звезд луна восходит; Она с безоблачных небес На долы, на холмы, на лес Сиянье томное наводит.

Первому из приведенных отрывков по настроению соответствует музыкальный антракт второго акта. Эмоциональным характером второго из отрывков пронизана вся музыка первой половины третьего действия, вплоть до большого виолончельного соло — начало страстного хореографического монолога Заремы. В сущности к этой же пейзажно характеристической части музыки относится вокальный антракт третьего действия—«татарская песня» на стихи «Дарует небо человеку замену слез и частых бед», выпускаемый в большинстве постановок.

Можно быть разного мнения о художественном качестве музыки балета «Бахчисарайский фонтан» — о яркости ее мелодий-тем, о степени темпераментности и повествовательной образности ее инструментовки. Но несомненно, что по логической стройности замысла, по вдумчивости и обоснованности интонационного склада, наконец по тонкости передачи сменяющихся сценических положений она стоит на уровне, отвечающем тем требованиям, которые предъявляет пушкинская тема. Вполне соответствует поэме и общий тон музыки балета — акварельный, воздушный и легкий по краскам.


Статьи по теме:
 Балет "Петрушка"
 Второе действие "Омфалы"
 Педагогическая система А. Я. Вагановой.
 Неискренность
 Про "Сильфиды" и "Карнавал"

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: