Летний Фестиваль Балета

конный лагерь в богдарне

"Египетские ночи"

Раздел: История балета
31-05-2017


В «Египетских ночах» главную женскую роль играла Павлова. Она была невестой Амуна, которого исполнял я. Она была трогательна в своей любви к молодому охотнику и в своих страданиях, когда он изменял ей, отдавая любовь и жизнь Клеопатре. Клеопатру исполняла ученица драматических курсов Тиме. Мне казалось, что с небалетной артисткой легче будет создать эту роль, в которой много страсти, разных нюансов любовного чувства и совершенно нет танцев. Она была красива, но случилось такое несчастье, что на спектакль моя Клеопатра пришла с большим флюсом! Это было некстати, но... Что делать, учить кого-нибудь другого было поздно. Помог несколько «барельефный» принцип постановки. Позы почти все были профильными, и флюс приходился на сторону сцены, а не публики.

Балет этот отличался от заграничной версии («С1еораtге»), между прочим, тем, что в нем появлялся Антоний. Вестник на белом коне, появляющийся перед приездом Антония, сам Антоний (П. А. Гердт) на колеснице с белыми конями, его свита, римский легион, эфиопские пленники... все это было грандиозно, эффектно, театрально.С каким фанатизмом я ставил балет, доказывает следующий случай. В музыке был номер «Танец со змеей». Я решил поставить этот танец для Павловой. Желая вернуть себе возлюбленного, отнять его от Клеопатры, Вереника—Павлова* танцует со змеей в руках, извиваясь сама, как змея, а может быть, это было пророчество развращенной царице — предсказание смерти от змеи. Словом, Затеял танец со змеей. Зная, что Павлова любит животных, я решил взять настоящую змею. Павлова любит и не боится животных, а я, наоборот, люблю их только на расстоянии и не глажу даже собак. Но для искусства!.. для искусства я добыл настоящую живую змею, самоотверженно взял ее в руку, поднял над головой и стал показывать Павловой танец. Холодный нот выступил на моем лбу, когда под пальцами моей руки пробежали внутренности холодной змеи. Я чуть не лишился чувств, но геройски дотанцевал номер. Передал змею Павловой и побежал мыться. Павлова, «любящая животных», тоже без удовольствия взяла гада в руки, но, очевидно, не испытывала трагедии, которую пережил я. Кажется, после первого спектакля я отменил живую змею.Этот пример я привел, чтобы показать, что все делалось с увлечением, с самозабвением. Потому-то я и увлекал всех своих сотрудников, что сам был беззаветно увлечен. По поводу моих вспышек на репетиции А. Бенуа как-то написал: «Фокин весь огонь, а огонь обжигает»... * Это, я думаю, верно. Но хочется добавить: «огонь и воспламеняет». Мне и тогда, и позже в течение долгой деятельности в самых разнообразных странах удавалось «воспламенять» артистов и достигать таких результатов, такого исполнения, такого напряжения сил, которые не достижимы ни строгой дисциплиной, ни ласковым отношением и которые могут быть достигнуты лишь одним пламенным отношением, любовью к искусству. *


Статьи по теме:
 Второе действие "Дафниса и Хлои"
 «Музыкально-оформительские» принципы
 Музыка для "Дафниса и Хлои"
 Переломный момент в развитии балета
 Роли Г. С. Улановой в советских балетах.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: