Летний Фестиваль Балета

курсы китайского языка Благовещенск

Кульминация развития образа Марии

Раздел: История балета
09-08-2017


Кульминация развития образа Марии, так же как и драматическая кульминация всего балета, — в третьем акте, в сцене в опочивальне. Во всей полноте раскрываются здесь данные Улановой как большой лирико-трагической актрисы. Ей удается то, что, казалось бы, является неосуществимым без использования конкретных смысловых представлений, связанных со словом: ясная и глубоко волнующая передача самых задушевных чувств Марии, самых интимных переживаний, затаенных на дне ее души, спрятанных от всех в окружающем чуждом и враждебном ей мире.

В начале — это мечты о родине и родительском доме (вступительное Allegro grazioso), окрашенные в элегические тона, подчеркивающие горечь жизни в неволе, в заточении. Затем — в адажио с Гиреем — это нарастающий решительный протест, поражающий своей силой и непоколебимостью в слабой, беспомощной, изнеженной девушке, оказывающейся существом бесстрашным, преодолевающим свой испуг, и гордым. Идея этого адажио совершенно противоположна обычному эмоциональному содержанию данной танцевально- сценической формы. Не сила страстной взаимной любви, а контрастное противопоставление эмоций: с одной стороны — страстное, настойчивое влечение, порыв самовластия, ни в чем не знающего отказа, а с другой стороны — решительное сопротивление, становящееся все более отчаянным и упорным по мере усиления домогательств.

Адажио завершается победой духовного, целомудренного начала: Гирей уходит, и Мария снова предается своим безотрадным, но дорогим для нее воспоминаниям — мечтам. Здесь — новая фаза развития образа. Танец-монолог, танец- элегия (Valse lento) — это момент эмоционального спада, лирического самоуглубления, относительного покоя в ожидании .новых испытаний, для перенесения которых снова потребуется предельное напряжение душевных сил. Контрасты состояний психики с огромной убедительностью передаются Улановой.


Статьи по теме:
 "Фрамино"
 Танец тела вместо танца ног
 Творческая деятельность Фокина в Америке
 Лексика национального танца
 Печальное искусство

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: