Летний Фестиваль Балета

Музыкальная культура балета

Раздел: История балета
16-11-2024


Споры о соотношении музыки и танца в балетном искусстве за последнее время приобрели широкий размах и особую остроту. Каковы связи между музыкой и танцем? В чем конкретно они выражаются? Что превалирует из этих двух компонентов в балетном спектакле? Что первично и что вторично в процессе возникновения хореографического замысла? Чем в большей степени определяется характер и сущность музыкально-хореографического образа?

Подобные вопросы все чаще становятся предметом размышлений и высказываний деятелей и исследователей балета и занимают все большее место в дискуссиях о путях хореографического искусства. Их нельзя не поставить в прямую связь с процессами, происходящими в самой хореографической практике. Музыка во всех своих выразительных приемах и средствах приобретает в балетном спектакле все большее значение, становится в нем фактором, почти равнозначным танцу, и оказывает порою решающее влияние на характер и эстетическое содержание хореографического образа.

Синкретизм движения и звука заложен в самой природе пластического искусства. Одномерность или равномерность определяются здесь единым для движения и звука действием во времени. Любой жест ритмичен. Тем самым он уже музыкален. Это рудиментарная основа связи пластики и музыки в их первоэлементах.

Характерно, что на первобытных стадиях развития народного искусства творческая фантазия выражается именно в такого рода синкретических формах, но и ограничивается ими. В танцевальном фольклоре некоторых южноафриканских и южноамериканских народов, сохраняющих древнейшие традиции, восходящие чуть ли не к родовому строю, есть танцы, первично связанные с ритуальными процессами и исполняемые под звучание только ударных—неопределенно интонирующих инструментов, то есть танцы, в которых связь между движением и звуком ограничена сферой ритма, динамики и тембра.


Статьи по теме:
 Творчески жизненный характер и научная обоснованность советской системы хореографического образования
 «Музыкально-оформительские» принципы
 Наследие Фокина
 2-я картина "Омфалы"
 Детство балетмейстера

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: