Летний Фестиваль Балета

Музыкальная культура балета

Раздел: История балета
05-05-2020

Постепенное, но неуклонное увеличение числа балетных спектаклей с хорошей музыкой, хотя бы и созданной в не очень развитых (в симфоническом понимании) формах, конечно, имело при этом громадное значение. Хотя нельзя забывать и о том, что многие хорошие балетные партитуры либо совсем не реализовывались театрально (например, балет Э. Т. А. Гофмана «Арлекин» или «Симфония-балет» Луи Годара — произведения, почти не известные большинству даже специалистов-музыкантов) и, следовательно, не жили в сознании современников, не воздействовали на него, либо — при неуспехе постановки и быстром исчезновении произведения из репертуара поставившего его театра — не успевали оказать такого воздействия. Напомню хотя бы о плачевной судьбе героического балета Гретри «Цефал и Прокрис» или трехактного балета Глюка «Осажденная Цитера».

Не только в конце XVIII века, но и на протяжении значительной части XIX, преобладающую часть балетных спектаклей составляли спектакли с бледной, малосодержательной музыкой. И если ярким свидетельством недооценки современниками — артистами, зрителями, историографами — роли музыки в балете является самый факт забвения имен композиторов, являющихся авторами партитуры «Медеи и Язона», одного из венских и первого из парижских балетов Новерра, то не менее показательно, что сохранившиеся имена авторов балетной музыки, таких как Флокэ, Старцер (балет «Гораций»— новерровский! — 1777), Миллер (балет «Психея» — гарделевский! — 1790), Гейе или Дельдевез, в настоящее время ничего или почти ничего не говорят современному музыканту, если не считать узких специалистов по истории музыки. Сдвиг, большой и решительный, приведший к перевороту, к новой ступени развития музыкальной культуры балета, произошел тогда, когда идея эффективности и целесообразности установления творческого союза с музыкой овладела сознанием основной массы деятелей хореографии.

Главный и решающий фактор этого сдвига, а затем и коренного перелома в роли музыки в хореографическом спектакле заключался в росте внимания к содержательности балетного театра. А этот рост, исторически обусловленный, зависел от складывавшихся на разных этапах интересов театрального искусства в целом и, соответственно, одной из его отраслей — балета.


Статьи по теме:
 Мимические сцены
 Каждая эпоха выдвигала свои идеи, своих героев
 Балетная версия "Золотого петушка"
 Триумфальный успех Русского балета
 Творческая деятельность Фокина в Америке

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: