Летний Фестиваль Балета

Презентации бесплатно без регистрации www.myshared.ru.

Музыкальная культура балета

Раздел: История балета
05-05-2020

Это был всего лишь один номер, исполнявшийся при «выключенной» музыке одним исполнителем — воспитанником хореографического училища, отплясывавшим его под... чтение прозаического текста, кажется, из Гофмана. Разумеется, ритм, метр» темп присутствовали в этом танце, но они были не более, чем «ритмом, метром и темпом в уме», видимыми, но не слышимыми (если не считать приблизительной ритмики чтения). При малейшем усложнении их числительной формулы или же при увеличении количества участников танца даже просто механическая координация их стала бы невозможной.

Думается, что музыкальная пауза большой длительности, полное выключение музыки на танце, самом интенсивном по темпу и характеру, могло бы быть сильнейшим средством художественной выразительности в балете, как это имеет место в опере, где, например, такие приемы, как неинтонированное и неритмизованное чтение в иных случаях становится подлинной музыкальной кульминацией действия. Вспомним хотя бы чтение Германом прозаического текста письма Лизы (в опере «Пиковая дама») под импровизационного склада мелодию солирующего баскларнета. Но это возможно именно только в момент высшей кульминации действия и только на протяжении относительно небольшого «отрезка времени» — так сказать в окружении интенсивно звучащей музыки.

Такого рода примеры, если они и будут возникать в хореографической практике, всегда останутся единичными, исключительными. Само использование их в творческих целях явится не чем иным, как проявлением высшей формы взаимосвязи музыки и танца (ибо пауза, даже длительная, есть активный составной элемент музыки), достигнутой в результате долгого и интенсивного исторического развития.

С момента возникновения хореографического спектакля в нашем понимании, то есть как театрального представления, осуществляемого в форме танцев, уже в конце XVII столетия, на всем протяжении XVIII, а также в значительной части XIX столетия, музыке в нем отводилось место служанки танца. Это далеко не всегда и отнюдь не в первую очередь определялось качеством самой музыки или же степенью внимания крупных композиторов к балетному искусству.


Статьи по теме:
 Нет худа без добра
 О свободе режиссерского творчества
 Музыка для "Дафниса и Хлои"
 Партитура композитора Василенко красочно живописна и темпераментна
 Критика старого балета

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: