Летний Фестиваль Балета

Granitsa online электронная система бронирования очереди www.suo-rost.ru.

В 1940 году Ленинградским Малым оперным театром был показан балет «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Раздел: История балета
10-09-2020

Живет Балда в поповском доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых; До светла все у него пляшет...

Другой пример — сон попа, наглядно воплощающий овладевшее им чувство ужаса приближающейся расплаты. Здесь вполне уместен прием гиперболы: множественные фигуры Балды, с угрозами обступающие попа со всех сторон. Наконец, это эпизод «работы попа» в отсутствие Балды, посланного к чертям на кулички за оброком. Вещи не повинуются хозяину, дразня, ускользают от него, встают на дыбы. Эта сценка, по смыслу контрастирующая сцене работы Балды, поставлена на музыку пародийно обработанной «Камаринской».

Но рядом с такими удачами в спектакле есть немало «домысливаний» к сюжету, отнюдь не органичных ни духу, ни стилю пушкинской сказки. Такова почти вся первая картина третьего действия, разыгрываемая «в бане на дне морском», где парятся черти. Таковы и персонажи этой картины — эксцентрическая чертовка, старый бес, страдающий зубной болью и ходящий с перевязанной щекой. Во всем этом комедийность весьма ощутимо переходит в грубоватый гротеск, проявляющийся и в танцах (акробатика), и в режиссуре (не смешная преувеличенность смешного), и в музыке (мешанина из кадрили, чардаша, циркового галопа и пародий на «шествие на казнь» из Фантастической симфонии Берлиоза). Народный юмор и искристая поэзия Пушкина предстают здесь отяжеленными, лишенными свойственной им простой и действенной поэтичности.

Указанные неровности — естественное следствие экспериментального характера произведения и спектакля. Эти неровности исполнительски смягчались и сглаживались раз от раза по ходу «проката» постановки в текущем репертуаре. Что они не сыграли решающей роли в оценке балета зрителем, можно судить по тому, что спектакль довольно долго сохранялся в репертуаре. Правда, он не оказался перенятым другими театрами. Но, думается, это скорее всего есть следствие боязни тех больших трудностей, которые по неизбежности содержит в себе подобный эксперимент. Тем большая заслуга остается за авторским и исполнительским коллективами Ленинградского Малого оперного театра.


Статьи по теме:
 Триумфальный успех Русского балета
 Последняя тринадцатая картина балета полна глубокого и просветленного трагизма
 Вторая "Шопениана"
 Лексика национального танца
 Система создания балета

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: