Летний Фестиваль Балета

Современная тема в балете.

Раздел: История балета
15-05-2017


Это то, чего страстно ждут зрители. Это то, о чем мечтают театры. Это то, к чему обращаются только наиболее смелые и самые инициативные авторские группы и хореографические коллективы. И при всем том—это то, что, несмотря на настойчивость поисков и упорство усилий, все еще не заняло ведущего положения в балетном репертуаре наших театров, не стало их главным делом, их достойным украшением.

Наиболее долголетний из советских балетов, посвященных теме и образам нашей современности, — балет «Юность» Ю. Слонимского — М. Чулаки — Б. Фенстера. Ленинградский Малый оперный театр отметил «юбилейное» — сотое его представление. Однако его нельзя посмотреть на сцене какого-нибудь другого музыкального театра нашей страны. Аналогичная судьба постигла преждевременно состарившуюся «Татьяну» В. Месхетели — А. Крейна — В. Бурмейстера, показанную много лет тому назад Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова, и «Родные поля» Н. Кокорина — Н. Червинского — А. Андреева, более позднюю работу того же коллектива. Мы уже не говорим о давних опытах — о «Партизанских днях» В. Дмитриева — Б. Асафьева — В. Вайнонена, балете, ныне всеми совершенно забытом, или же о «Светлом ручье» и «Болте» Д. Шостаковича — Ф. Лопухова.

Все это — произведения из спектаклей различного содержания, характера, стиля, творческого метода, художественного качества. Но судьба у них общая, быть может только с тем отличием, что одни из них (такие, например, как «Болт» в театре имени Кирова) отмирали еще на исходе «утробной» стадии творческого процесса, до вхождения в «прокатный» репертуар театров, в которых они создавались, а другие, попав в репертуар, как правило, не прививались в нем на сколько-нибудь длительное время.

Подобное положение вещей среди определенной части деятелей и любителей советского хореографического искусства породило своего рода теорию о якобы противопоказанности современной советской темы самой специфике хореографического искусства, во всяком случае — в аспекте использования приемов и средств классического танца, реабилитации, утверждению и развитию которого советская хореография содействовала так много и так плодотворно.


Статьи по теме:
 Педагогическая система А. Я. Вагановой.
 Образность балетной музыки
 Балетная версия "Золотого петушка"
 Наследие Фокина
 Рождение нового балета

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: