Летний Фестиваль Балета

Современная тема в балете.

Раздел: История балета
06-04-2021

Каков же выход из этого противоречия? Его ищут чаще всего в частностях, в единичном решении каждой, отдельно взятой ситуации Так, например, талантливый и умный балетмейстер Б. Фенстер, разрабатывая однажды со мною балетный сценарий на современную тему, в трагической картине, действие которой развертывалось в подожженной фашистами деревне, предложил героиню — девочку-подростка вывести на сцену как бы босиком. Это было правдоподобно по обстановке действия и обеспечивало возможность поставить танец на носках. Ключ был подобран верно. Но это был ключ только к одной двери, решение единичной, данной сценической ситуации.

Нам думается, что одной из существенных предпосылок реалистического метода раскрытия современных образов средствами хореографического искусства должно быть четкое размежевание приемов выразительности на относящиеся, с одной стороны, к области действий и поступков героев, а с другой стороны, — к сфере их эмоций, их внутренних переживаний. Подчеркиваем: мы не противопоставляем одно другому Совершенно очевидно, что действия героев не могут не обуславливаться их эмоциональными, так же как интеллектуальными побуждениями. Но подобно тому, как в оперном искусстве сосуществующие, диалектически тесно взаимосвязанные, но по существу противоположные выразительные приемы пения и речитатива являются носителями различной драматургические функции, так и в балете различные группы выразительных приемов должны служить конкретизации разных смысловых, драматургических задач. Только в балете, на наш взгляд, такого рода разграничение задач должно быть значительно более острым и четким, чем в опере.

Недостаточна простая аналогия между арией и вариацией, дуэтом и адажио, речитативом и пантомимой. Эти группы приемов как в опере, так и в балете на деле тесно переплетаются, взаимно обогащают друг друга, приводя в ряде примеров к декламационности в ариях, к напевности в речитативе, к игровому «мимируемому» танцу и к танцевальной пантомиме. Но только отчетливая акцентировка преобладающего, ведущего приема приводит к ясному обозначению драматургической функции вокального или хореографического номера. И сохранение этой четкой смысловой дифференциации групп выразительных приемов столь же важно, как и соблюдение равновесия между ними. Нарушение последнего всегда приводит к ограничению синтетической природы жанра — к односторонне песенно-романсным или речитативным формам в опере, к бездейственной танцевальности или внетанцевальной пантомимности — в балете.


Статьи по теме:
 Лексика национального танца
 Система создания балета
 Работа Л. П. Толстого «Что такое искусство?»
 Рискованная постановка
 Перевес в хореографической партии Джульетты элементов «партерной» техники

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: