Современная тема в балете.Раздел: История балета |
13-04-2024 |
Основная трудность не только решения, но и самой постановки современной темы в балете та же, что и в опере: в преодолении разрыва между задачей реалистического отображения действительности и условными формами, с которыми связаны выразительные средства данного вида искусства. В балете подобный разрыв значительно больше, чем в опере.
Если очень трудно сделать творчески убедительной и реалистически правдоподобной «пиджачную» лирическую или героическую арию, то подобная задача еще труднее в отношении «пиджачной» мужской вариации. Воздушные шпагаты в лакированных «лодочках» не столько технически невозможны, сколько эстетически абсурдны, так же, как заноски (dessu — dessou) в ботфортах или воздушные туры в галифе. По производимому впечатлению это не может не содержать в себе элементов аттракциона, цирка или шаржа. Вопросы костюма, в частности же (и в особенности) вопрос обуви — для балета это отнюдь не просто и не только «оформительские» вопросы. С ними неразрывно связано решение всей совокупности выразительных средств обрисовки образа. Это ставит свои специфические задачи перед балетным сценаристом.
Разумеется, балетный сценарий должен быть прежде всего хорошей пьесой — с ясной экспозицией, с увлекательным развитием, желательно многопланового сюжета с правильно размеченными кульминациями, с логической развязкой.
Именно отсутствие этих обязательных условий балетного сценария, помимо ряда других моментов, и послужило основной причиной неудач большинства советских балетов на современную тему. Разумеется, будучи хорошей пьесой, балетный сценарий должен быть при этом еще и пьесой танцевальной, то есть построенной на приемах раскрытия характеров и отношений героев через «танцуемые ситуации». Несоблюдение этого другого условия балетного сценария, столь же непременного, как и первое, так же очень часто бывало причиной серьезных неудач. Вспомним хотя бы наивную и — вопреки намерениям постановщика — комическую по производимому впечатлению вариацию защиты студенческого диплома в «Родных полях».
Рискованная постановка
Лексика национального танца
Творческий метод Фокина
«Барышня-крестьянка» создана Асафьевым совместно с постоянным либреттистом его балетов на пушкинские темы