Летний Фестиваль Балета

Ваганова — профессор хореографии — возглавляла кафедру преподавания классического танца Ленинградской Государственной консерватории

Раздел: История балета
23-11-2021

В этой книге, вышедшей в 1948 году уже третьим изданием, исправленным и существенно дополненным, анализируются все приемы и формы классического танца от пяти начальных позиций ног до сложнейших воздушных туров. Детальному и четкому разбору отдельных танцевальных па и поз предпослано лаконичное раскрытие таких специальных терминов-понятий, как позиции ног, приседания, повороты плеча, скрещивание и полускрещивание ног, вращение ног — наружу или же вовнутрь, наконец — апломб.

Формы классического танца объединены по видовым признакам. По разделам распределены и детально рассмотрены батманы, круговращения ног, движения рук, позы, связующие и вспомогательные движения, прыжки, заноски, танец на пальцах, туры, прочие виды поворотов. Такое расположение учебного материала не соответствует последовательности чередования движений в процессе обучения. Но читателю такая систематизация помогает широко охватить обширный и многообразный материал. В то же время в пределах каждой главы движения анализируются в последовательно нарастающем порядке — от элементарных до наиболее сложных. Анализу форм и приемов классического танца в главе «Построение урока» предпослано детальное изложение системы занятий. А в заключительной части книги, в качестве приложений к ней, даны два «примера урока», причем один из них с музыкальным материалом, сопровождающим танцевальные упражнения.

Стиль книги Вагановой — деловой, производственный, «рабочий». В ней нет никакого намека на тот беллетристический элемент, который так резко снижает познавательное значение книг по хореографии, написанных некоторыми буржуазными искусствоведами и критиками.

Нельзя не выразить сожаления, что к ценному практическому пособию по технике классического танца Ваганова не добавила столь же стройного систематизированного изложения методической и эстетической сторон своей плодотворной и многолетней деятельности и как выдающейся танцовщицы, и как прославленного воспитателя-педагога. Подобная работа (аналогичных ей следовало бы ожидать и от других видных советских педагогов-хореографов) могла бы не только иметь неоценимое значение для дальнейшего творческого развития самих деятелей хореографического искусства — балерин, танцовщиков, балетмейстеров, режиссеров и дирижеров балетного театра. Она оказала бы огромную помощь и советскому искусствознанию.


Статьи по теме:
 Балет "Петрушка"
 Способности и любовь к танцу М. Фокина
 Музыкальность пластики лучших русских танцовщиц далекого прошлого
 Творческая деятельность Фокина в Америке
 Балетмейстерский дебют

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: