Отсутствие стиля и характераРаздел: История балета |
17-08-2024 |
Умение выдержать стиль, метко ухватить и передать характер обязательно для того, кто берется за выполнение стильных или характерных танцев.
. Движения рук, ног, корпуса, головы, музыка, костюм — все должно быть объединено' одним стилем. В танцах разных периодов, так же как и в танцах разных народностей,— масса характерных черт, жестов, ритмических приемов. Во всем этом отражается дух эпохи так же, как и характер народности. Шан-Кар, Архептина, Эскудеро, Архентинита, Р. Сен-Денис, артисты русского балета и многие другие показали, какая красота раскрывается в верной передаче национального характера. Но модернистический немецкий танцор выше всего этого. Он надевает персидскую шапку, фантастический камзол, оголяет колени, на голые ноги надевает русские сапоги, одну ногу вытягивает в старобалетном стиле, другую подбирает наподобие русской присядки, принимает испанскую позу рук и так исполняет под польскую мазурку... русский характерный танец. Мне возразят, что у них пет задачи передать этнографическую правду, а лишь передать свое впечатление от русского танца. Но откуда же может быть такое фальшивое впечатление? Зачем этот интернациональный салат называть «русским характерным танцем»?!
Я привел один пример полного отсутствия характера в «характерных» танцах, но их можно было бы привести очень много (вспомним хотя бы, как прыгала бабочкой, тяжелой бабочкой Вигман в «Венгерском танце»). Гораздо труднее привести пример правильной передачи характера и стиля танцорами немецкой модернистической школы.
Нет, здесь полное пренебрежение к правде исторической, этнографической, психолога ческой, словом, ко всякой правде.
Перечисление особенностей модернистического немецкого танца было бы неполным, если бы я не помянул о замене танца под музыку танцем под шум. Это «новое слово», конечно, является очень реакционным.
Танец несомненно родился под различный шум, хлопанье в ладоши, в примитивные инструменты. Потом перешел к простейшей музыке. С поднятием качества музыки развивался и танец. В последние годы он соединился с самой сложнейшей музыкой. Чем выше качество музыки, тем больших достижений можно ожидать и от танца.
Соединение танца с шумом — это реакция. Это совсем не ново, и я не думаю, что шум, заменяющий музыку, способствует развитию танца.
12 |
«Барышня-крестьянка» создана Асафьевым совместно с постоянным либреттистом его балетов на пушкинские темы
Творчески жизненный характер и научная обоснованность советской системы хореографического образования
Партитура композитора Василенко красочно живописна и темпераментна
Модернистический танец