Летний Фестиваль Балета

Отсутствие стиля и характера

Раздел: История балета
02-02-2024

Испанские танцоры иногда выступают без музыки. Но там — игра на кастаньетах, звуки от ударов каблучка и ударов в ладоши, от щелканья пальцами. Все это хотя и не музыка, но тончайшее искусство ритмических звуков. В модернистическом же танце — простейшее совпадение грубых движений с беднейшими по ритму шумами.

На чем же основано широкое распространение этого танца? Во-первых, на деловой энергии его руководителей; во-вторых, на том, что всегда соблазняет доступность искусства,— не надо большой, трудной подготовки, а сразу можно перейти к «творческому танцу» и, ничего не изучив, чувствовать себя «артистом» и даже «модернистом»; в-третьих, на том, что в наш коммерческий век все кричащее, бьющее в глаза имеет все шансы быть замеченным; все, чему удастся прикрыться под флагом модернизма, автоматически обеспечивает себя поддержкой той части снобистской публики и критики, которая более всего боится оказаться отсталой.

Надо ли опасаться, что танец этот заслонит собою более хрупкое, топкое существо балета?

Не думаю. Перед балетом громадные возможности: он обладает мастерством и для него легко то, что недоступно тем, кто не имеет танцевальной подготовки.

Последние 35 лет доказали, что балет может быть прогрессивным, что в нем можно найти все новые достижения танца.

Напрасно сторонники модернистического немецкого танца пророчествуют, что балет обречен на исчезновение, что после смерти Павловой балет тоже должен скончаться. Я не верю в это. Прекрасна Павлова, но не верю я, что такое искусство с массой последователей зависит от одной балерины. Существует много балетных театров и трупп, где даются шедевры классического репертуара наряду с новейшими сочинениями, по всему миру разбросаны школы балетного танца; много прекрасных учителей; учится много молодых талантов. Поэтому не следует копать могилу для искусства тех молодых энтузиастов, которые с любовью и надеждой отдаются громадному ежедневному труду его изучения.

За это время мой взгляд на немецкий и вообще модернистический танец не изменился. Мне не пришлось ничего менять в этой статье; я лишь развил свои мысли, в справедливости которых теперь еще более уверен. Но отношение публики и критики к модернистическому танцу и к балету за это время очень изменилось.

Балет, который десять лет назад подвергался в Америке насмешкам, порицаниям, даже травле, теперь пользуется признанием, почетом (иногда даже не вполне заслуженным).

Модернистическое же искусство, потеряв интерес новизны, сенсации, за Это время потеряло и большинство своих адептов. Далее на его родине, в Германии, интерес к нему очень уменьшился.

Теперь моя статья теряет значительно свою актуальность. Зачем защищать балет, когда на него уже не нападают? Зачем стараться «открыть глаза» ослепленным, когда они уже от времени прозрели? Но я все же думаю, что отрава модернизмом еще существует и противоядие небесполезно.

Сколько танцовщиц за это время я перевидал, сколько удивительных фотографий разглядел, сколько теоретических статей и хвалебных книг перечел о модернистическом танце и... укрепился в своем отрицательном отношении к этому танцу.

12

Статьи по теме:
 Рискованная постановка
 "Дафнис и Хлоя"
 "Фрамино"
 «Бахчисарайский фонтан» был балетмейстерским дебютом Р. Захарова.
 Либретто балета "Омфала"

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: