Летний Фестиваль Балета

Танец тела вместо танца ног

Раздел: История балета
31-01-2024


Танец тела вместо танца ног—эту задачу ставят сторонники модернистического танца как нечто новое. Я вынужден сказать: опоздали на 25 лет! После Дункан, после русского балета это уже не ново. А главное, естественности совершенно нет в немецком танце. О ней много говорят в теоретических и рекламных статьях, но ее нет совершенно в этих танцах. Там все ненатурально.

Что же мы видим нового в немецком танце? Мы видим танцовщицу в 4-й позиции, с тем самым наклоном корпуса, с тем самым поворотом головы, какие видали в самых старых балетах. Это типичная поза кордебалета, когда он стоит у кулисы, пока балерина исполняет свою «вариацию». Разница опять лишь в том, что прибавлены руки-лопатки и не хватает балетных тюников. Вот еще поза с выставленным вперед коленом.Сколько мы видали таких «греческих» танцовщиц а ля Дункан под музыку Шуберта. Только там изображали, что играют на флейте, а здесь пальцы повернуты зачем-то к лицу и, конечно, опять напряженная шея.

Ново ли это?

Многим кажется новым гротеск, так преобладающий в этом искусстве. Но гротеск на американской водевильной сцене бесконечно сильнее того, что привезли из Центральной Европы. Гротеск не нов. Мы видали его у балетмейстера Перро в балете «Эсмеральда», сочиненном почти сто лет назад, у Мариуса Петипа в балете «Спящая красавица» (какие чудесные там уроды, пажи феи Карабос! Одноглазые, с волочащимися по полу длинными руками...). В новом балете гротеск использован в «Жар-птице» (поганое царство), в «Садко» (подводное царство), в «Орфее» и «Дон Жуане» (фурии), в «Ученике чародея» (подводная тина) и т. д. и т. д. Но когда мы видим немецкого танцора в позе вопросительного знака, действительно вопрос: есть ли здесь какое-либо оправдание для этих уродливых линий?

Угловатые движения тоже не являются новым изобретением немецкого танца. Целые балеты были поставлены в России 30 лет назад на угловатых движениях («Египетские ночи», «Юдифь»), Тот же прием был осуществлен и в драме В. Мейерхольдом, и в опере Ф. Шаляпиным (в роли Олоферна). После постановки балета «Петрушка», в котором вся трагедия была выражена в угловатых движениях, балетмейстеры Нижинский, Мясин, Нижинская, Баланчин почти все свои балеты заполняли угловатыми движениями. И инициатива, и лучшие достижения в этом принадлежат не немецкому танцу.

Третье положение, что модернистический немецкий танец есть «стиль движения нашего времени»,— совершенно ошибочное.

Где вы найдете эти напряжение и расслабление, на которых строят немецкое искусство танца? Беспричинное расслабление тела, имитация парализованных конечностей и сухотки спинного мозга должны быть противны здоровому человеку так же, как и безрезультатное напряжение. Слава богу, мы не видим этого в нашей повседневной жизни, за исключением, может быть, больницы.

12

Статьи по теме:
 Отличия первой постановки от второй
 «Шопениана»
 "Дафнис и Хлоя"
 Взаимодействие движения и звука
 Система создания балета

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: