Летний Фестиваль Балета

Отличия первой постановки от второй

Раздел: История балета
17-06-2020

Чем же отличается вторая моя постановка «Золотого петушка» от первой? Укажу главные отличия и изменения.

1. Это сплошной балет и почти сплошной танец. Сюжет выражен почти сплошь танцевально.

2. Пение заменено оркестром, как это делается при составлении сюиты из оперы.

3. Освобожденный от слов, я мог интенсивнее передавать в движениях тела смысл музыки, воплощать в сценических образах не слова и фразы, а самый дух поэзии. Возьму для примера знаменитый «Гимн солнцу». Там есть такие слова:

...Все так же ль там...

К нему, забыв и стыд, и страх,

Спешит хозяйка молодая

С признаньем сладостным в устах?

По моему глубокому убеждению, в опере постоянно есть много слов, которые написаны только потому, что нельзя петь без слов. Так, в данном случае повторение слов о какой-то хозяйке ничего не прибавляло к музыке. Слова эти никак не могли быть выражены в движении. Поэтому я пренебрег ими. Я слушал только музыку. То, что голос и слова были заменены оркестровыми инструментами, помогало мне.

Что же делает певица, когда поет эту арию? Ничего, стоит и поет. Что делала танцовщица, при первой постановке изображавшая поющую Царицу? Тоже ничего. Я заполнил эту сцену группами дев, в такт аккомпанемента покачивающихся и гирляндами разворачивающихся из шатра. Думаю, что они не мешали певице, не отнимали внимания публики от арии, но обогащали зрелище.

Совсем другою была новая постановка. Хотя я повторил ту же композицию для кордебалета, он так же «аккомпанировал» Царице, но она не стояла недвижно. Забыв о молодой «хозяйке», я поставил Шамаханской царице танец, в котором старался передать фантастический образ волшебницы-девы, передать то очарование, которым она сразу покоряет царя Дадона. И так вся постановка: текст оперы помогал мне, но не связывал меня.

4. Из самого Петушка я создал танцевальную роль для балерины. Вместо бутафорской птицы из папье-маше получился очень интересный живой образ. Эта роль дала великолепнейший материал для выражения именно танцевальными приемами. Петушок то злился, «петушился», то «куролесил», устраивал общий переполох, убивал царя, улетал... и все, все танцевально.


Статьи по теме:
 Либретто балета "Омфала"
 Печальное искусство
 Творческий метод Фокина
 Жанровый и комедийный элементы
 Первые постановки

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: