Летний Фестиваль Балета

Лексика национального танца

Раздел: История балета
29-01-2020

Из этих отдельных примеров уже можно видеть, что в советское время крупнейшие завоевания русской классической школы в области музыкальной культуры балета не только сохранились, но и получили интенсивное дальнейшее развитие, приведшее к совсем новым качественным результатам. Они оказались обогащенными постановкой самостоятельно выдвинутых проблем, решением творческих задач, до этого в балетном искусстве не поднимавшихся. Сказалось это со всей полнотой и в сфере исполнительства — музыкального и танцевального.

Культура симфонического ансамбля, оркестровой игры в балете, несомненно, имеет свою специфику. Она заключается в необходимости совмещения задач музыкально-исполнительского раскрытия содержания партитуры с задачами звукообразного раскрытия балетмейстерского замысла: надо сохранять постоянный контакт между темпоритмом и динамикой музыки и соответственными элементами танцевального действия.

Конечно, и в опере дирижер и оркестр сталкиваются с требованиями почти аналогичного порядка. Но, подчеркиваю, «почти», а не совсем, ибо все-таки требования здесь не одни и те же. Мизансцена оперы всегда подчинена музыке, ее пульсу, ее дыханию, ее динамике. Вокальное исполнительство, при всех иной раз еще встречающихся «вольностях» солиста, имеет основой содержание музыки, является частью общемузыкального исполнения. А балетная мизансцена «автономна», тем более танец, в особенности сольный. Хореографическое исполнение вовсе не является частью исполнения общемузыкального, каким является пение в опере. Разумеется, оно не может не быть музыкальным. Но в проявлении музыкальности оно пользуется собственными, пластическими, а вовсе не музыкальными выразительными средствами.

Здесь-то и вступает в действие та сложная «двухрядность», та смысловая полифония двух образных сфер, о достижении которой я говорил выше, как о важнейшем завоевании советского балета. Ритмо-темп музыкального и хореографического исполнения должен быть единым, но в каждом из двух слагаемых этого единого целого оттенки его всегда множественны и разнообразны, так же как и акцентировка, штриховка, манера произнесения — то контрастная, то общая, то непрерывно взаимодействующая и взаимодополняющая.


Статьи по теме:
 Нет худа без добра
 Первые русские сезоны
 Рождение нового балета
 Партитура композитора Василенко красочно живописна и темпераментна
 Наследие Фокина

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: