Летний Фестиваль Балета

Лексика национального танца

Раздел: История балета
09-03-2024

Музыкально-исполнительская культура русского балета многим обязана Р. Дриго, в течение долгих лет стоявшему за пультом на балетных спектаклях Мариинского театра и положившему начало советской музыкально-исполнительской практике в балете: он проработал в театре до мая 1919 года. Дриго был тонким и высокоэрудированным музыкантом, талантливым балетным композитором, знатоком хореографии. Все эти качества позволили ему поднять симфоническое исполнение в балетных спектаклях до исключительно высокого" уровня, не только не уступавшего направниковскому в опере, но даже в некоторых отношениях превосходившего его. Нельзя забывать, что Дриго был главной фигурой в таком этапном, «революционном» для общего развития музыкальной культуры в балете-спектакле, каким было первое появление на сцене балета «Спящая красавица»: он подготовил и осуществил в сотрудничестве с Петипа премьеру этого балета в 1890 году. Нельзя не помнить и о том, что он был одним из инициаторов и активным участником— дирижером, редактором, соавтором постановки — возрождения балета «Лебединое озеро» в 1895 году, что он был первым дирижером «Раймонды», ранних фокинских постановок от «Египетских ночей» до «Шопенианы» и «Карнавала», не говоря уже о его собственных балетах.

Дриго привил превосходному оркестру Мариинского театра способности и умение устанавливать чуткий ансамбль между игрой и танцем, научил его мгновенно интонационно и ритмически откликаться на фразировку, нюанс, даже импровизацию в танце. И это стало традицией оркестра, подхваченной и развитой в советской практике дирижерами В. Дранишниковым, А. Гауком, Е. Мравинским, Е. Дубовским, Э. Фельдтом, и продолженной оркестрами других крупных театров страны, на сценах которых идут билетные спектакли.

Укажу, как на следствие этого, на утонченную балетную специализацию концертмейстеров смычковых групп, из числа которых некоторые целиком или почти целиком посвящали себя игре в балетных спектаклях. Из числа артистов Мариинского театра назову, к примеру, хотя бы многолетнего концертмейстера первых скрипок — Э. Крюгера и концертмейстера виолончелей — Е. Вольф-Израэля. И это тоже стало прочной традицией советского музыкального театра, выдвинувшей таких мастеров «балетного солирования», как Е. Хаит, В. Парашин, Л. Бендицкий.


Статьи по теме:
 Хореография в балете
 Музыкальная культура балета
 "Дафнис и Хлоя"
 «Музыкально-оформительские» принципы
 Балет "Сын вечерней звезды"

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: