Летний Фестиваль Балета

Работа с Бенуа

Раздел: Постановки балета
30-06-2017


Когда мне передали либретто и я с ним подробно ознакомился, я пришел к заключению, что балет напрасно растянут на три акта, что в нем недостаточно материала и что он выиграет, если его сократить до одного акта в трех картинах.

Это мнение я высказал Теляковскому и Крупенскому. Они сразу со мной согласились. Теперь, 35 лет спустя, я узнал из мемуаров А. Н. Бенуа, что этим своим предложением сократить его либретто я очень его огорчил и разрушил его мечты о грандиозном драматическом «балете на весь вечер». Узнал я также, что в причинении ему этой неприятности он обвинил не меня, истинного виновника, а Круненского. Конечно, я никогда в жизни ни в чем не хотел огорчить Бенуа. Но я, признаюсь, не думал ни о нем, ни о ком другом, когда думал о балете. Я высказал тогда свое мнение, которого держусь и поныне: большинство старых балетов «на весь вечер» страдает растянутостью, полны пустых мест, повторений. В них всегда много лишнего. А что может быть хуже в искусстве, особенно в театральном, чем лишнее.

Александр Николаевич держался, как я узнал тоже только теперь, другого, противоположного моему мнения. Он находил, что отказ от больших балетов и переход к одноактным свидетельствует о влиянии мюзик- холла, о желании превратить балет в пустое развлечение. По-моему, Александр Николаевич очень ошибался как в оценке этого явления, то есть перехода с больших балетов на одноактные, так и в определении его причин. Старый балет не поддавался влиянию водевиля, как вообще не поддавался никаким влияниям, ни хорошим, ни дурным. В этом его особенность.

Но стремясь заполнить целый вечер одним балетом, авторы чувствовали, что могут утомить зрителя одним стилем, одной эпохой, бесконечным повторением одного характера танцев. Поэтому, стремясь варьировать представление, они отказывались от цельности стиля, забывали о характере; поэтому-то на дне Пила в древнем Египте танцевала река Нева в костюме московской боярыни; поэтому-то мазурки и чардаши находили себе применение в любом балете.Что касается меня, то я, естественно, перешел к одноактным балетам не по какой-либо вновь созданной теории, а просто по свойству своей натуры. Для меня естественно стремиться к цельности, к единству в художественном произведении. Мне кажется, что концентрация средств выражения их усиливает, а растянутость ослабляет.

Потом Бенуа сам пришел к заключению, что новая, сокращенная версия балета «позволяла не только сохранить, но и интенсифицировать вложенный в него драматический смысл». Вот к этому-то я и стремился, когда невольно огорчил А. Н. Бенуа своим предложением сократить либретто.

12

Статьи по теме:
 У подножия Монблана
 Возникновение модернистического танца
 Постоянно «запасной»
 Постновка "Жар-птицы"
 "Персей". Картина 2

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: