Летний Фестиваль Балета

Изменения в балете "Жар-птица"

Раздел: Постановки балета
25-03-2017


В таком виде балет исполнялся до моего ухода от Дягилева.

В 1913 году, приехав из Петербурга в Париж для постановки танцев , И. Л. Рубинштейн в пьесе д’Аннунцио «Пизанелла», я узнал, что в Гранд Опера выступает труппа Дягилева и как раз в день моего приезда дается в последний раз в сезоне «Жар-птица».

Мне очень захотелось повидать балет. Главным образом потому, что я его никогда не видал, так как, участвуя сам, исполняя роль царевича, я ни разу не мог повидать балет из публики. После нескольких деловых свиданий я, не заезжая в отель, устремился в оперу, чтобы не опоздать к началу. Спрашиваю в кассе билет. На мое счастье, остался один, последний. Я обрадовался, распахиваю пальто, чтобы вынуть бумажник. «Но вы не одеты»,— говорит кассир. Я посмотрел, оглядел свой жакет и был искренне уверен, что я одет. «Нет, без фрака никак нельзя»,— неумолимо отвечает кассир на мои объяснения, что фрак у меня в дорожном сундуке, что пока я его достану, «Жар-птица» пройдет, что я автор балета и это единственный случай для меня увидать мой балет, что, может быть, мне можно сделать исключение.

— Если вы автор, то пройдите за кулисы,— добавил кассир, пряча билет. Он не знал, что мне в то время не было пути за кулисы. Печальный ушел я и так «Жар-птицы» и не повидал.

Однако из публики удалось мне повидать балет в 1921 году. На этот раз я выступал с женой в Гранд Опера в нашем вечере танцев, а потом в ряде спектаклей балета «Дафнис и Хлоя», который поставил с французскими артистами. В это же время в одном из театров (не помню, в каком именно) выступала дягилевская труппа. Конечно, я пошел на «Жар-птицу». Многое меня огорчило. Именно в этом спектакле со сцены особенно отчетливо доносилось: «раз, два, три, четыре...» и т. д. Меня утешил очень большой успех. В аплодисментах я чувствовал как будто демонстрацию против балета, который шел перед «Жар-птицей». Не помню, что это было, но что-то из самых левых достижений. Помню, когда опустился занавес, я стоял в креслах среди стоящей почему-то и горячо аплодирующей публики. Сосед мой немного зло на меня посмотрел и, продолжая аплодировать, сказал: «Вот это балет!» Он был, очевидно, раздражен, что я не аплодирую (я, конечно, не аплодирую своим балетам). Он заступился передо мной за «Жар-птицу».

Не помню, тогда ли это было или несколько позже, что я увидал все изменения в балете.

Если я теперь перечислю хотя бы часть изменений, которые были введены в балет Дягилевым, это, может быть, произведет впечатление горькой жалобы. Но не для жалобы, не для обвинения кого- бы то ни было я пишу. Нет, я хочу, чтобы читатель, публика и исполнители знали, что в балете осталось в согласии с моими намерениями и что сделано совершенно вопреки моим желаниям. Я думаю, что будет вполне понятным мое стремление снять с себя ответственность за те нелепые разрушения, которые произведены в мое отсутствие и без моего согласия.


Статьи по теме:
 О моральной стороне спектакля
 Разочарование в балете
 В Крыму
 Раннее зимнее утро
 Создание роли для балета

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: