Разочарования и муки работыРаздел: Постановки балета |
22-07-2024 |
Разочарования и муки, связанные с нашей работой в дирекции казенных театров, побудили и Бенуа, и меня стремиться к работе вне чиновничьего мира. Нам казалось (и очень ошибочно), что интрига, злая воля и произвол гнездятся именно среди чиновников, подошедших к искусству не вследствие особого душевного склада, а по чину, по протекции, словом, приклеившихся к искусству. Недаром Гоголь назвал их—«приклеиши». Ошибка Гоголя заключается лишь в том, что приклеиваются к искусству, особенно к театру, далеко не одни чиновники.
Итак, я стал концентрировать свою работу на благотворительных спектаклях, а Бенуа стал подумывать о русском балете за границей. Совместная работа, успех нашего балета, а больше всего, вероятно, совместно пережитые в борьбе с дирекцией волнения и обиды сблизили меня с Бенуа. Мы стали часто бывать друг у друга. Я стал встречаться у него с целой группой художников. С некоторыми из них](с Л. С. Бакстом, И. К. Рерихом) я был немного знаком и ранее. У Бенуа собирались еженедельно, кажется по средам. Собирались и у меня по вечерам. В одном из таких собраний мой товарищ, Михайлов, прочел по моей просьбе «доклад» о необходимом слиянии мира художников с балетом, о новом пути, на который вступил балет, о тех возможностях, которые открываются в обновленном балете для работы художников и музыкантов, и т. д. Будучи совершенно согласен с моими взглядами, Михайлов, в сущности, сделал за меня то, что я, как хозяин дома, постеснялся сделать сам. Он изложил мои взгляды и надежды. Все было бы хорошо, если бы он, неожиданно для меня, не разразился дифирамбом но поводу моих' постановок. Вышло так что я, постеснявшийся на самом деле занимать гостей своими рассуждениями, созвал их, чтобы слушать хвалу себе. Но ничего не поделать, остановить «докладчика» я не мог.
Хотя в этот вечер было сказано многое о том, о чем «болела моя душа», хотя я считаю этот момент важным в деле привлечения художников к балету, но я почувствовал, что попадаю не совсем в тон, когда подымаю какие-то принципиальные вопросы искусства. Приходил ли я в среду художников, собирались ли они у меня, я с удивлением замечал, что среди живописцев, произведениями которых я восторгался на выставках, людей, от которых ждал откровений, ответов на многие волнующие меня вопросы, словом, среди этого «мира искусства» совсем не так много говорили об искусстве, очень мало спорили и совсем не волновались.
«Золотой петушок»
"Ночь на Ивана Купала"
Постановка "Петрушки"
Подмен одного Дягилева выдуманным