Попытка создать новую дисциплинуРаздел: Постановки балета |
24-09-2024 |
Но это движение в направлении «свободного» танца может быть отчасти оправдано той безвкусицей, бессмыслицей, до которой дошел в большинстве стран старый классический балет.
В самом деле, доверие к этому искусству подорвано.
Мало кто знает то хорошее, что скоплено в классическом балете за сотни лет его эволюции. Но анахронизмы, невыразительность, тупая гимнастика плохого балета у всех на виду!
Отвернувшись от балета, сторонники нового танца попытались ограничиться свободой или создать свою, новую дисциплину.
Но на одной свободе искусство не построить, а создать новую грамматику движений, чтобы она заменила грамматику балета, чтобы она действительно была, а не только казалась системой, исчерпывающей все возможности движения здорового тела,— это не так легко.
Где же выход? Следовать ли за бездушным балетом? Или творить одухотворенный танец, пренебрегая законами движений, разработанными наукой о танце в течение столетий?
Выход давно найден. Надо было не отвергать балет, а произвести в нем реформу, для которой пришло время. Надо было сделать танец осмысленным, выразительным, психологически правдивым, не лишая его техники, мастерства. Надо было, чтобы виртуозные движения танца были бы не искажением природы, а ее усовершенствованием. Надо было соединить естественность с мастерством, одухотворенность с виртуозностью. Двадцать пять лет назад, при создании нового балета в России, в Петербурге с артистами императорских театров, а затем в Париже и других городах Европы с соединенными труппами петербургской, московской и варшавской, мною был произведен опыт соединения всего богатства техники старого балета со свободой и выразительностью движения.
Удался ли этот опыт?
Смело скажу: да, удался.
Нет такой формы танца, нет таких достижений нового танца, которые были бы чужды или недоступны новому балету.
12 |
"РУССКАЯ ФАНТАЗИЯ"
Программа спектаклей в Париже
Балет в одном акте Катула Мендеса
Подмен одного Дягилева выдуманным