Попытка создать новую дисциплинуРаздел: Постановки балета |
30-01-2024 |
Владение техникой не мешает танцору быть выразительным, переходить от одного стиля к другому. Наоборот, помогает этому. Говорят, что для создания нового танца танцоры, прошедшие школу классического балета, не годны, будто бы надо все забыть, все начать сначала. Это неверно. Мне приходилось ставить балеты, в которых не было ничего общего с классическим балетом, ни одного движения. Для этого в моем распоряжении были артисты императорского балета. Они легко следовали за мной от одного стиля к другому, от одной техники танца к другой. И это было возможно потому, что их тело было тренировано, подготовлено к выполнению самых разнообразных, противоположных композиции. Как образованный музыкант готов исполнить в одном концерте и Баха, и Стравинского, и Моцарта, и Дебюсси, так и образованный танцор с тренированным телом свободно переходит от одного пластического стиля к другому. Что бы я делал, если бы мне пришлось ставить свои балеты с дилетантами? Ограничил бы композицию самыми легкими примитивными движениями.
Итак, сопоставляя технически разработанный, но невыразительный танец старого балета с бедным и в большинстве случаев уродливым по форме «свободным» танцем, я скажу, что и то и другое, с моей точки зрения, не является настоящим искусством.
Пускай не подумает читатель, что для меня нет иных путей, кроме того, по которому я направил новый русский балет, что я не признаю в танце ничего, кроме этого искусства.
Нет, я много видел в жизни прекрасных танцев во всех странах света, получил бесконечную радость от многих народных, национальных и также театральных танцев. Но проявление дилетантизма всегда огорчало меня.
И чем большим талантом одарила природа человека, тем тяжелее зрелище того, как он из ложной гордости закапывает свой талант в землю.
Дилетантом я называю не того, кто не окончил специальную школу и не имеет диплома, а того, кто учился лишь у себя или у волн морских.
Назову ли я дилетанткой ту цыганку, которая танцевала передо мной в горных пещерах в окрестностях Гранады?
Никогда! Она знает танец своих предков. Она мастер своего искусства. Если окружающая жизнь и природа волнуют ее, то изливает она свою душу в движениях своего тела, подчиненного мудрым, прекрасным законам танца.
Я верю во внутреннюю правду всех народных танцев.
Это сок земли, дающий жизнь чудному цветку — искусству.
И, наоборот, чувствую лживость тех танцев, которые придумываются по новым, наскоро созданным теориям, которые рождаются в пыли библиотеки, за письменным столом, в голове согнувшегося над книгой человека.
Это — яд теоретиков, убивающий естественный расцвет искусства, сценарии и замыслы балетов
12 |
Раннее зимнее утро
Зависимость от вкуса публики
Рисование и творчество
Пантомимный балет "Бабочки"