Разочарование в балетеРаздел: Постановки балета |
18-06-2024 |
Итак, я расстался со школой, учителями и администрацией с искренней благодарностью за все «знаки отличия», за доброе отношение и поддержку в начале моей танцевальной работы. Лучше окончить школу было невозможно. Я знал, что образование мое еще в начале, что многому надо еще учиться, но к танцам я был серьезно подготовлен.
Окрыленный успехом дебюта, я вступил в труппу с большими радужными надеждами на будущее.
Но... меня ожидало горькое разочарование!
Споры с А. Павловой. Мои думы о балете. Анкета. Отношение к балету артистов, публики, писателей, критиков. Мое разочарование. Уход в живопись
Служить бы рад — прислуживаться тошно.
А. Грибоедов «Горе от ума»
По окончании школы мое увлечение танцем, в результате удачного дебюта, было так велико, что все сомнения и «вопросы» были временно забыты, и я только и думал, как бы достигнуть наибольшего совершенства в танцах. В жаркое лето, когда и театр и школа были закрыты, с несколькими товарищами, которых уговорил «для компании» заниматься, я ежедневно приходил в репетиционный зал. Мы практиковались сами, без учителя. Я с нетерпением ждал наступления сезона, когда, по моим расчетам, должен был показать результаты моего летнего «самоистязания». Еще я ждал сезона потому, что хотел скорее вступить в класс X. П. Иогансона, который давал ежедневные уроки артистам.
Как только наступила осень, я стал заниматься у Иогансона вместе с моим последним учителем И. Г. Легатом, его братом и небольшой группой артисток и артистов. Особой перемены в системе преподавания не произошло, так как Николай Густавович приносил ученикам балетной школы то, что черпал на уроках Иогансона. Но теперь я чувствовал, что еще более приближаюсь к первоисточнику классического танца. То же чувство благоговения, которое испытывал я в картинных галереях Эрмитажа, охватывало меня теперь, когда я входил в зал, где учил Иогансон; в его седой голове сохранились все достижения прошлого в балетном искусстве.
Христиану Петровичу Иогансону было уже за 80 лет, когда я у него начал заниматься. Высохший, сгорбленный, с совершенно белыми волосами, сам едва двигающийся, он учил нас... танцевать. И как учил! Это был живой музей хореографического искусства. Уважение к нему у всех было беспредельное. Когда Христиан Петрович приезжал на урок, его вели по лестнице в третий этаж под руки братья Легат. Это была их привилегия как старших учеников. С их помощью он достигал громадного танцевального зала и садился со скрипкой в руках спиной к зеркалу, занимающему нею стену зала.
12 |
Разочарование в балете
"Карнавал"
Демонстрация "немецкого"театра
Рисование и творчество