Летний Фестиваль Балета

Партитура композитора Василенко красочно живописна и темпераментна

Раздел: История балета
09-04-2024

Либретто произведения написано его постановщиком — балетмейстером И. Ковтуновым. Оно отличается четкостью и простотою структуры, чередуя небольшой пролог и три картины. В прологе нет мотива отвергнутой любви Алеко, что выгодно отличает композицию Ковтунова от сценарной версии Холфина. Но в нем недоговорена «предыстория» трагедии героя, благодаря чему остается неясным смысл его разрыва со средой. По той же причине мало мотивированным выглядит его уход за случайно встретившейся Земфирой. Как раз здесь могли бы сыграть роль действенного комментатора и хор и те же, в дальнейшем выступающие от «автора», солисты. Сама, же драма Земфиры и Алеко «рассказана» очень убедительно и просто, в первую очередь танцевально-пантомимными приемами, но с широким привлечением слова и пения, что приводит к конкретизации образов и ситуаций и к усилению их эмоционального содержания.

Бытовой фон развернут вокруг этой драмы широко, и не в декоративно-этнографическом, а опять-таки в эмоционально-психологическом плане. И в движениях плясок и в интонациях музыки здесь гораздо меньше элементов фольклора, чем в «Цыганах» Василенко — Холфина. Но от этого драма не теряет в жизненности и правдивости. Наоборот. Ей придана прямая связь с жизнью народа: авторы ведут действие на постоянном сопоставлении и чередовании индивидуальных и массовых сцен. В первом действии массовое начало (танцы детей, молодежи, стариков) даже преобладает.

«Цыганы» были театральным дебютом молодого композитора комсомольца В. Сорокина. В партитуре балета (откорректированной Д. Шостаковичем) одновременно проявляются и талантливость и неопытность. Последняя дает себя зна1ь как в сфере профессиональной композиторской техники (однообразие фактуры, нерешительность модуляций), так и в области музыкально-сценического мышления. Музыкальным характеристикам недостает типичности и контрастности. Преобладает лирика, искренняя и приятная, но несколько однотонная и не способная в кульминационных моментах передать драматизм сценической коллизии. При всем том отрадное впечатление оставляла демократичность общего тона музыкального языка произведения, его живая связь с массово-песенными интонационными оборотами.


Статьи по теме:
 Неискренность
 Балетная версия "Золотого петушка"
 Движение за создание нового балета
 Увлечения М.Фокина
 Советский балет 1930—1940-х годов

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: