Летний Фестиваль Балета

Партитура композитора Василенко красочно живописна и темпераментна

Раздел: История балета
07-04-2024

Следует, однако, указать на то, что танцевально-пантомимные характеристики героев поэмы осуществлены не в одновременном, а в последовательном противопоставлении. Они не сталкиваются, а чередуются. Герой, названный Бахметьевым, образно живет лишь в петербургских сценах. В кавказских же картинах на первый план выступает черкешенка — пленительный в своей цельности и нравственной чистоте женский образ. Пленник же и в буквальном и в переносном смысле оказывается окованным кандалами, надетыми на него балетмейстером, в этой детали не уловившим фальши неверно понятого сценического реализма.

Великолепна по лаконизму и трагизму концовка спектакля, одинаково удачно найденная и композитором и балетмейстером. Закулисный хор — «ты река, река, река, реченька» — звучит призывным голосом родины, манящим к себе освобожденного пленника.

Благодарный, он зовет с собою черкешенку:

Ужасный край оставим оба, Беги со мной...

Но она не хочет покинуть своей родины, нежно прощается с ним:

Прости — забудь мои мученья, Дай руку мне... в последний раз.

И, когда он скрывается за поворотом горной тропы, решительным и быстрым движением кидается в пропасть.

Спектакль Захарова построен на ином принципе, чем спектакль Лавровского. Это — серия реалистически выписанных иллюстраций к пушкинской поэме, в которой сама значительность и яркость деталей придает им моментами самодовлеющий характер. Так, петербургская сцена, хотя и приведена как рассказ-воспоминание (что точнее соответствует поэме, чем реальное действие в спектакле Лавровского), режиссерски перенасыщена образами и ситуациями, прямо к содержанию поэмы не относящимися, а имеющими самостоятельное социально-обличительное назначение.


Статьи по теме:
 Вторая "Шопениана"
 "Египетские ночи"
 Про "Сильфиды" и "Карнавал"
 "Фрамино"
 Балет "Сын вечерней звезды"

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: