Летний Фестиваль Балета

Каждая эпоха выдвигала свои идеи, своих героев

Раздел: История балета
01-04-2024

Последнее стало прочной традицией французской оперной школы. Мы находим почти целые балетные акты у Мейербера («Роберт-дьявол»), Гуно («Фауст» — Вальпургиева ночь), Визе («Искатели жемчуга») Мы встречаем оперы, в которых центральная партия задумывается не как вокальная, а как хореографическая («Фенелла» и «Бог и баядерки» Обера), и оперы, переделываемые в балеты (его же «Бронзовый конь» и «Марко Спада»), Именно во Франции появляются композиторы, широкая известность которых в большой степени связана с их балетным творчеством — А. Адан, автор прославленной «Жизели», «Корсара», «Питомицы фей», «Девы Дуная», «Морского разбойника» и многих других балетов; JI. Герольд, автор «Тщетной предосторожности», «Сомнамбулы», «Спящей красавицы»; Л. Делиб, автор «Ручья», «Сильвии» и «Коппелии»; Ж. Массне, автор «Перезвона» («Le carillon»); Э. Лало, автор «Намуны»; Гиро, автор «Грота-Грин». Балету во Франции отдают дань даже опереточные композиторы — Ж. Оффенбах, написавший балеты «Бабочки», поставленный для Марии Тальони, «Стрекоза», «Эспада», и А. Ш. Лекок, написавший одноактный балет «Лебедь» и балетные пантомимы для фортепиано — «Les Fantoccini».

Все это нельзя не поставить в связь не только с широким общественным признанием, завоеванным во Франции балетным искусством, но и с сознательным развитием собственно музыкальной культуры в целях и в интересах своего искусства «композиторами танца», — балетмейстерами (Новерр, Доберваль, братья Гардель, Коралли, Перро, Люсьен Петипа), а также крупнейшими исполнителями: Вестрисомсы- ном, М. Тальони, К. Гризи, двумя первыми исполнительницами немой роли Фенеллы — Е. Ноблэ и Легаллуа и многими, многими другими.

Опыт «Фенеллы» в особенности много должен был дать балетным артисткам. Исполняемая ими партия была составным элементом комплекса развитых вокальных партий, а по своему «симфоническому содержанию» даже превалировала над остальными. И не только в силу сюжетного главенства образа немой из Портичи, но и потому, что музыка этой партии, не будучи спетой, раскрывалась чисто оркестровыми средствами. Сама идея подобного спектакля была бы немыслима без наличия реальных к тому предпосылок в балетной практике того времени. Эти предпосылки, без сомнения, существовали. Они заключались в сознательном, активном отношении к музыке, укрепившемся в среде лучших балетных артистов Grand Opera, в их значительно развитом «танцевальном, балетном слухе», уже способном к прочтению и «произнесению» в танцевальном движении содержания музыки, схваченного хотя бы лишь в каких-то основных, ведущих признаках и чертах.


Статьи по теме:
 Первые спектакли балета «Ромео и Джульетта»
 Хореография в балете
 О постановке "Дафниса и Хлои"
 Балетные танцы
 Про "Сильфиды" и "Карнавал"

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: