Летний Фестиваль Балета

Каждая эпоха выдвигала свои идеи, своих героев

Раздел: История балета
04-03-2024

Уже в этом строго проведенном принципе установления единого железного метрического каркаса для всего танцевального номера отчетливо выражена специфическая черта музыкальных традиций итальянской хореографической школы. Еще явственнее она проступает в характере мелодии основной темы — мерно поступательной, движущейся ровными половинными нотами вверх по звукоряду и завершающейся задорной концовкой (две четверти, первая из которых — с острым форшлагом, и половинная нота). Второе предложение еще моторнее и энергичнее: это цепь отрывистых detachee струнных (восьмые, разделенные паузами) и новая концовка — сбегающий вниз пассаж сплошными восьмыми.

Образ — маршевый, гимнастический, заключающий в себе даже что-то цирковое. Образ — внешний, прямолинейный, однопланный. Казалось бы, что же объединяет эту музыку — подъемную, энергичную, но, в сущности не выходящую за рамки внешнего движения, с тонко-содержательными характеристиками сольных танцев фей, которые предшествуют коде?

Прежде всего надо подчеркнуть, что сочетание темы (мелодии) и фона создает богатую ритмическую полифонию, сообщающую маршевой музыке пружинящий, прыжковый характер. В каждом такте ощущается толчок — возбудитель движения. И, нанизываясь друг на друга, эти потактные толчки образуют множество линий движения, разбросанных в разных направлениях. Впечатление массовости и праздничности усиливается обдуманной пестротой тембровой раскраски. То тему поют деревянные духовые инструменты, а отклик на нее — струнные. То названные группы обмениваются функциями, но с привнесением новых штрихов и оттенков. На малом протяжении в tutti втягивается медная группа. В ее протяженных, но непрерывно сменяющихся аккордах, которые контрастируют не смолкающему perpetuum mobile звучания других групп, много воздуха и света. Ритмический пульс гипнотизирует и увлекает, а между тем из ударных инструментов в игре участвуют только два — треугольник и литавры, с большой постепенностью включающиеся в общую звучность оркестра.


Статьи по теме:
 Пестрый перечень некоторых фокинских постановок
 Влияния Фокина на современный балет
 Второе действие "Дафниса и Хлои"
 Детство балетмейстера
 Движение за создание нового балета

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: