Летний Фестиваль Балета

Каждая эпоха выдвигала свои идеи, своих героев

Раздел: История балета
25-03-2024

Историческое значение итальянской школы в этом вопросе не может быть переоценено. Его естественно сопоставить со значением виртуозных итальянских опер предшественников и современников Россини и Доницетти — от Орланди и Бернардини до Раймонди и Цингарелли: для этих авторов оперы были явлениями не столько музыкально-драматического, сколько концертно-вокального и дивертисментно-театрального порядка. Композиторы, представляющие данное направление, все свое внимание обращали на специфику пения, на самое разностороннее и наиболее эффективное использование ресурсов человеческого голоса, его регистровых красок, тембровых данных и иных выразительных свойств. И ради достижения этой задачи, по их мнению основной и главной, они охотно поступались и логикой музыкальных форм и сценической правдой.

Эпоха диктатуры певца в опере, связанная с расцветом данного направления, узаконила вторжение инициативы исполнителя в сферу самой композиции. Обычными стали импровизации солистов-вокалистов, не стеснявшихся нарушения композиционной стройности или же стилистического единства музыки. Отсюда шла традиция вставных номеров, пережитком которой оставалось долго, до самого конца прошлого века, сохранившееся обыкновение в сцене урока музыки из «Севильского цирюльника» Россини исполнять ничем ни стилистически, ни логически не связанные с характером и содержанием россиниевской партитуры дивертисментные вставки вплоть до алябьевского «Соловья». Много аналогичного было и в практике итальянской хореографической школы времен ее развития, подъема и расцвета.

Без такой длительной полосы многосторонних и часто азартных опытов достижения максимального удобства пения и обусловливаемой этим полной свободы пользования всеми его выразительными возможностями нельзя было обеспечить переход к развитым формам музыкально-сценической драматургии в опере, где пение по самой природе жанра призвано быть основным, центральным, ведущим художественно выразительным приемом. Точно так же обстояло дело с танцевальным ритмом в балете, культу которого так много и с таким успехом служили представители итальянской хореографической школы в целях достижения максимального удобства танца и использования всех таящихся в музыке двигательных, моторных элементов и стимулов.


Статьи по теме:
 Музыка для "Дафниса и Хлои"
 Дуэт с Евгением и заключительная монологическая
 Балет "Сын вечерней звезды"
 Балетная версия "Золотого петушка"
 Ваганова — профессор хореографии — возглавляла кафедру преподавания классического танца Ленинградской Государственной консерватории

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: