Летний Фестиваль Балета

А.В.Ширяев

Раздел: Балетмейстеры
22-09-2016


Умершего строгого педагога заменил во многом противоположный ему по характеру Александр Викторович Ширяев. С ним ученики как-то подружились. Он показал нам, что и другим путем, без строгости, можно многого достигнуть.

После каждого урока мы гурьбой провожали Александра Викторовича по длинным коридорам, хорам и переходам громадного здания, пока не доходили до двери, ведущей в репетиционный зал артистов, за порог которой не имели права переступать. В сердечном разговоре с нами Александр Викторович щедро рассыпал критические замечания по адресу других преподавателей и о себе говорил как о знатоке классицизма. На самом деле он был отличным характерным танцором, имел громадный успех в матлотах, малороссийских плясках, чардашах и т. д. и был гораздо более на своем месте, когда ему поручили специальный класс характерных танцев. Мы, мальчики, не замечали неловкости того, что один учитель критикует других, и еще более уважали и любили его после этих бесед. Под руководством А. В. Ширяева я быстро одолел технику классического танца настолько, что в конце сезона уже выступал в главной роли на ученическом спектакле.

В то время ученические экзаменационные спектакли назывались «царскими», потому что на них приезжал государь. Они давались в маленьком, но хорошем театре в здании школы. Исполнителями были только ученики и ученицы. Балет ставили учителя танцев, а иногда и балетмейстер Л. И. Иванов. Император Александр III приезжал с царской фамилией. Понятно, каково было волнение и учащихся, и учителей, и начальства. После спектакля все мы собирались в большом зале. Государь говорил с детьми и начальством. Я смутно помню отдельные моменты таких необыкновенных вечеров. Особенно громко звучал бас великого князя Владимира Александровича. Помню, как в общей давке, когда направлялись в столовую, молодого гусара в голубом мундире с маленькими усиками прижали к стене, как он смеялся. Это был наследник престола, впоследствии русский царь Николай II. Воспитанники знали, что их распустят на три дня по случаю царского посещения. Как не набедокурить? В эти три дня наказан не будешь! Больших преступлений не совершали, но крик, визг, возня происходили на глазах начальства. Школа походила на сумасшедший дом с момента отъезда царской фамилии и до утра, когда счастливые ученики шли домой на три дня. В царствование Николая II эти посещения прекратились.

Мне было лет одиннадцать, когда я выступил на таком спектакле в балете «Волшебная флейта». Это был новый балет, специально поставленный Л. И. Ивановым. Я играл Луку, бедного крестьянина, влюбленного в крестьянку Лизу (воспитанница Белинская). Родители ее, конечно, хотели отдать ее замуж за богатого старика маркиза (14-летний С. Легат). Но мне помогла Фея, дав волшебную флейту. Играя на флейте, я заставлял танцевать и родителей, и маркиза. Позвали судью. Я и его уморил танцами. Приговорили меня к повешению и уже стали одевать мне петлю, когда вновь появилась спасительница Фея, и все кончилось танцами. Конец самый счастливый. Потом этот балет был включен в репертуар императорского театра, а Л. Павлова много лет спустя показывала его за границей.

12

Статьи по теме:
 О матери Фокина
 Затруднения у артистов
 Мнение Фокина о Дягилеве
 Н.И.Волков
 Пресса о Вигман

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: