Летний Фестиваль Балета

«Эвника»

Раздел: Балетмейстеры
10-07-2017


В «Эвнике» желанию логически оправдать и конкретизировать танец во многом помогала бутафория. Рабы вихрем неслись по сцене, освещая пирующих факелами, из которых картинно сыпались искры. Рабыни, танцуя, разбрасывали розы в таком изобилии, что потом танцы продолжались на ковре из цветов. Каждое движение этих плясок преследовало определенную действенную цель, и ею было упорядочено, — ею, а не одной только ритмической организованностью бега, прыжков, группировок пляшущих. Двое юношей, поднявшись на скользкий от вина бурдюк, силились удержаться на нем: любая поза отвечала этой задаче — отгибались ли юноши друг от друга или сплетались в тесном объятии, то соревнуясь, то помогая сопернику.

Главные герои «Эвники»— Петроний (Гердт) и Клавдий (Булгаков) в конфликте двух героинь непосредственно не участвовали, а разрешали его подобно deus ex machina, появляясь в кульминациях драмы. Не участвовали они и в танцах: оба элегантных римлянина то медленно передвигались но сцене, то возлежали за пиршественными столами. «Несмотря на свой почтенный возраст, он был красив, — вспоминал Фокин о Петронии — Гердте,— а когда спускался по «мраморной» лестнице, ступая по рассыпанным на его пути рабынями розам, он был прямо великолепен».

Впрочем, и переживания героинь — Эвники (Кшесинская) и Лктеи (Павлова) проходили и достигали кульминации не в танце, а в пантомиме. Танцы были лишь пышной рамой вокруг пантомимного конфликта, а если и выражали чувство, то конкретно ограниченное. Танцы эти были далеки от танцевальных обобщений-кульминаций в балетах Петипа и Льва Иванова, выполняя задачи прежде всего изобразительного порядка.

Для Чайковского и Петипа вершиной первого акта «Спящей красавицы» была не пантомима игры принцессы с веретеном, а адажио принцессы с четырьмя принцами. Там утверждалась тема весеннего цветения жизни и природы. Все пантомимные сцены, все остальные танцы были подготовкой, подступом, пьедесталом для этой вершины акта.


Статьи по теме:
 Теория Вигман и Грэам
 Фокин. Начало пути.
 Муза и помощница
 Размышления о предтечах
 В D-dur'Hoft мазурке Фокин проявил себя истинным художником своего времени

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: