Летний Фестиваль Балета

О.И.Карсавина

Раздел: Балетмейстеры
11-11-2016


Мне хочется сказать несколько слов о склонности этой чудной танцовщицы к импровизации. Исполнив мой Прелюд в точности, как я его поставил, 0льга Иосифовна исполнила его совершенно иначе. Она делала это часто в старых балетах, но в «Шопениане» это для меня оказалось сюрпризом, и сюрпризом очень огорчительным. Я не хочу сказать, что ее композиция была хуже моей. Не мне об этом судить.Столько танцев в балете. Если каждый повторит свое соло, то ничего не останется от целого. Но мне хочется сказать о недопустимости в моих балетах импровизаций. Валет для меня есть цельное произведение, а не ряд номеров. В этом целом каждая часть связана со всем остальным. Это не теория. Я так чувствую. Это мой подход к творчеству. Я совсем не думаю о том, чтобы каждый танец в этом балете заканчивался по-иному. Само собою вышло так, что в мазурке Павлова убегала за кулису, в вальсе-дуэте она уходила на пальцах; Карсавина, делая финальный пируэт, останавливалась на пальцах спиной к публике; НИЖИНСКИЙ после прыжка падал на колено и как бы тянулся рукой к своим видениям; Преображенская замирала на пальцах лицом к публике, как бы говоря оркестру, чтобы играл еще тише, Все разные концы.

В своей импровизации 0. И. Преображенская ушла на пальцах за кулису так, как после этого должна была уйти Павлова. Конечно, она не помогла этим ни целому, ни Павловой. Я не хочу, чтобы 0лыга Иосифовна, которой я благодарен за все выступления в моих балетах, подумала: «Фокин злопамятен!» Это не зло. Вспоминаю 0льгу Иосифовну в «Шопепиане» с самым лучшим чувством. Но это — ошибка, о которой я должен сказать, чтобы мой взгляд на балет, как на цельное произведение, был правильно понят.

Когда буду говорить об изменениях и «усовершенствованиях», внесенных в Этот балет за 30 лет его существования, я покажу, что многие и танцоры и директора не все поняли в этом балете. А, казалось бы, все так просто! Конечно, иногда танец может выразить ясно то, что бессильно сказать слово. Но для понимания, для уловления сокровенного смысла танца, жеста, позы, для этого нужно какое-то особое душевное свойство. Я знаю, что есть люди образованные, знающие историю искусства, знающие все, что сказано величайшими умами об искусстве, о красоте, могущие засыпать собеседника цитатами, но... для меня ясно, что танец проходит мимо них. Не улавливают. Не понимают ни жеста, ни движения. С Нижинским наоборот. Я определенно знаю, что он ничего не прочел об искусстве и ничего не передумал, когда начал я с ним работать


Статьи по теме:
 О брате Николае
 Спектакли Петипа
 Резкие выпады Фокина
 А.В.Ширяев
 Объяснение с Дягилевым

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: