Разные балетмейстеры брали у одного писателя то, что отвечало художественным запросам времениРаздел: Балетмейстеры |
05-10-2024 |
Разные балетмейстеры брали у одного писателя то, что отвечало художественным запросам времени и их собственной индивидуальности. Тема любви, побеждающей смерть, одухотворила «Жизель» — лучший образец романтического балета. Та же тема верности, но в ситуациях комедийных, утверждалась и в «Пакеретте». Тема любви, сокрушающей все преграды, возникала в эклектичной пышности «Дочери фараона» и оборачивалась драмой наказанной неверности в «Царе Кандавле».
Словом, так или иначе, в балетном театре XIX века неизменно тржествовали идеи справедливости, моральной победы добра над злом.
«Совершенно забыты творения, в которых добродетель торжествует, а зло наказывается»,— сетовал отставленный от театра. Добродетель торжествовала сполна в «Египетских ночах» Аренского — Льва Иванова: то была одна из последних попыток сберечь традицию. Фокин в ранней редакции «Египетских ночей» остался верен старому сценарию. Потом оп приблизил развязку к литературному первоисточнику, но атмосфера бесстрастия и безнадежности все равно осталась недалека от простодушного романтического вымысла Готье. В «Павильоне Армиды» Фокнн прямо встретился с темой торжествующего гибельного соблазна, роковой красоты, бессилия человека перед судьбой, его одиночества, тщетности его иллюзий.
Этой темы не знали и не хотели знать классики балета. Но, она утвердилась с тех пор в творчестве Фокина и особенно пышно распустилась на благодатной почве «русских сезонов» в Париже. Все-таки в лучших произведениях Фокина тема оборачивалась тоской по попранной человечности, по гибели подлинной чистоты и красоты, проклятьем страшной действительности. «Петрушка» и «Умирающий лебедь» могут быть названы прежде всего. «Павильон Армиды», балет большой самостоятельной ценности, только отчасти выражал это сложное восприятие жизни.
Фокин — колорист, поэт линий и пятен
Затруднения у артистов
Мнение Фокина о Дягилеве
Теория Вигман и Грэам