Постановка "Петрушки"Раздел: Постановки балета |
24-12-2023 |
В народной сцене 1-го акта ритмические обрывки — это ясно. Это говорит о разрозненной толпе, в которой каждый занят другим делом. Одного интересует старик, кричащий глупости, другого тянет самовар с горячим чаем, третий гудит на гармонике, девица лущит подсолнухи, парень тянется к баранкам и т. д. и т. д. Толпа разрознена. У каждого свой интерес. Только издали она кажется единой массой. Но когда идет общий пляс, когда все объединяются в одном ритме, мне чувствуется, что ритм должен продолжать свое повторное движение, «долбать» одно и то же... Я не устанавливаю правила раз навсегда (упаси меня боже!). Я хочу только сказать, что перебои в ритме без необходимости — это «палки в колеса», которые ставятся танцующим музыкантами. Что касается «Петрушки», то мне кажется, драматические роли балета еще более бы выиграли, если бы свойственная драме нервность, асимметричность, отсутствие квадрата в музыке были бы поставлены в контраст к номерам танцевальным, основанным на более повторных, упорядоченных ритмах. Из танцев «Петрушки» «Кучера» и «Кормилицы» особенно приятны мне. «Долбеж». Повторение ритма, как упругой, надежной опоры, на которой танец развивается, как узор на канве. Наоборот, танец цыганок именно тем и не похож на настоящий цыганский танец, что ритм, построение фраз, вступление мелодии — все лишено порядка. Как будто начали одно... раздумали. Начали другое... опять раздумали.
Балет "Вакханалии"
Впервые за границей
Создание роли для балета
Недовольство Дягилева