Летний Фестиваль Балета

Первые постановки

Раздел: История балета
17-09-2019

Уйдя с головой в изучение искусства и танца древней Греции, я скоро выработал план постановки балета. Пришел к инспектору и доложил ему свою затею. Это был уже новый инспектор, Мысовский.

— Что вы, Михаил Михайлович? Учите классическому танцу, а учениц хотите показывать в каком-то совершенно ином искусстве. Это вы отложите до другого раза, а теперь поставьте балет как полагается.

Пришлось «отложить»! Не стал я доказывать, что между классическим и греческим искусством все же должно быть много общего. Понял я, что увлекся. Печальный пошел из инспекторской комнаты.

Все же поставил я балет не совсем «как полагается». Танцевали у меня ученицы на пальцах, а костюмы были полугреческие, полубалетные. Кой-где был намек на иную, небалетную пластику. Группы были необычные. Совершенно несимметричные. Подымая одних участвующих на возвышения, холмы, пни, деревья, других я укладывал на полу (предполагалось — на траве) и, таким образом, избежал горизонтальности группировок. Совсем новым показался танец фавнов. Один мальчик выделялся большими прыжками и особым усердием. «Молодец,— говорю. — Как твоя фамилия?» «Нижинский»,— отвечает он. Это было его первое участие в моем балете. Начиная с этой я «занимал» его почти в каждой последующей моей постановке.

Для меня балет «Ацис и Галатея» был предательством моих идей и вкусов. Но он имел успех. Хвалили группы, сольные танцы балета и особенно хвалили танец фавнов. Фавны были похожи на зверей. Они не делали никаких балетных па и в конце танца кувыркались через головы, что было не по «классической» школе, но очень соответствовало звериному характеру танца. Много высказывался я против акробатики и в первом же моем балете применил кувыркание через голову. Но в этом не было противоречия. Движение это применил я не ради трюка, а в целях выражения характера, следовательно, в целях художественных.

В том же спектакле я поставил для своей ученицы Смирновой и воспитанника Розая «Польку с мячиком». Танец этот имел невероятный успех и потом в течение нескольких лет был «боевым» номером всех концертов и балетных турне.

12

Статьи по теме:
 Оперно-балетная версия "Золотого петушка"
 Новый балет
 Традиции старого французского балета
 Целый переворот в хореографических вкусах эпохи произвела бравурная испанская качуча в исполнении знаменитой Фанни Эльслер
 Балет Нижинского

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: