Летний Фестиваль Балета

Затруднения у артистов

Раздел: Балетмейстеры
27-11-2016


Но самое большое затруднение для артистов в «Петрушке» — это финальный танец после выхода ряженых. Они идут в очень быстром темпе. Улавливается это с таким трудом, что моя репетиция превращается в урок ритма. Я подзываю всех к роялю и прошу хлопать «на раз». Все хлопают в разное время. Получается «каша». Еще раз- Я хлопаю. Все за мною. Теперь без меня. Пианистка невольно «на раз» делает движение головой вперед. Хочется ей помочь артистам. Я прошу ее «не дирижировать носом». Для меня это подвох. Ведь артисты должны сами будут танцевать, ни на кого не глядя: ни на капельмейстера, ни на пианистку. Наконец добиваемся. Верно. Теперь станцуемте. Ничего не вышло. Опять зову к роялю. Опять ритмический урок. Так мало-помалу я добиваюсь. Это «несчастное место» стало выходить. Через несколько спектаклей опять ритм теряется.

Действительно ли это необходимо композитору? Сомневаюсь. Уверен, что Стравинский мог бы выразить тот же разгульный пляс с ритмом, более естественным для данного пляса. Мне бы более приятно было выразить Здесь только восторг и удивление перед музыкой И. Ф. Стравинского. Мы делили с ним успех балета, и для меня постановка сцен и танцев с его музыкой была одним из счастливейших времен моей артистической жизни. Но я должен сказать подробно о нетанцевальной музыке в балете или, точнее, о трудно танцевальной музыке вот почему: если у Стравинского трудные для танца ритмы рождались естественно, как необходимость, как единственное, вернейшее средство выражения, то у многих композиторов после Стравинского получается сплошной ритмический хаос, вредящий развитию балета и никакой художественной необходимостью не вызванный. Не надо понимать изложенное как призыв к танцевальной музыке. От нее-то я балет и освобождал. Но, чтобы попасть в точку, надо верно прицелиться. Сперва бывает перелет, потом недолет, и только на этой основе устанавливают правильный прицел и попадают в точку. В поисках наиболее совершенной и выразительной новой формы музыка для балета еще не попала в цель. Еще перелет.

Еще хочу сказать о музыке «Петрушки» в народных сценах 1-го акта и о том, как нужно поставить под эту музыку движение на сцене. Как я уже указывал, она отрывочно иллюстрирует разные эпизоды. Если бы я точно придерживался передачи ритмических и други] свойств каждой фразы, которая исполняется в оркестре, то у меня на сцене оказалась бы скучнейшая и малоподвижная толпа. Это вместо веселого разгула. Почему?


Статьи по теме:
 Школьные дебюты.
 Резкие выпады Фокина
 В D-dur'Hoft мазурке Фокин проявил себя истинным художником своего времени
 Знакомство с М. Равелем
 Жизнь в школе

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: