Летний Фестиваль Балета

«Сон в летнюю ночь»

Раздел: Постановки балета
16-02-2024


7 марта 1906 года К. М. Куличевская показала в школьном спектакле свой балет «Принц-садовник» по сценарию В. Я. Светлова (на сюжет сказки Андерсена «Свинопас») и на специально написанную музыку А. А. Давидова. Вслед за тем шел балет Фокина «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона к комедии Шекспира. Главные партии в балете исполняли выпускница класса Фокина — Елена Смирнова и ученик Обухова— Вацлав Нижинский.

В 1876 году «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона поставил Петипа. То был один из начальных опытов симфонизации балетного танца. Связки между отдельными номерами дописал штатный композитор балета Минкус. Для Петипа эта хореографическая миниатюра была такой же реминисценцией на темы романтического балета, какой в творчестве Фокина стала «Шопепиана».

Петипа возобновил свой балет осенью 1889 года, как раз тогда, когда ученик приготовительного класса Фокин впервые заглянул за сторону занавеса Мариинского театра. Постановка Фокина была вполне самостоятельна. Ее хвалили. Особенно в сравнении с непритязательным балетом Куличевскои.

«Очень красива и даже элегантна постановка г. Фокина»,— мужетвенно признавался Светлов, которому изрядно попало за неудачно выкроенное либретто «Свинопаса». Г. Фокин обнаружил много вкуса в постановке: она у него притом своеобразна, а некоторые группы прямо очаровательны»,— подтверждал это мнение другой рецензент.

Нo своеобразие, вкус и элегантность были признаками не целого, а деталей. Музыка Мендельсона обусловила для Петипа попеки стройной образности, заставила его по-новому организовать выразительные средства танца, Фокину она понадобилась как повод к сочинению разрозненных танцевальных вариаций для учеников. «Г. Фокин распорядился «Сном в летнюю ночь» прекрасно, вставив туда еще два номера: «Полет бабочек», муз. Шопена, и известный Вальс-фантазия, муз. Глинки»,— поощрительно писал все тот же рецензент «Театра и искусства». На самом деле Фокин распорядился куда прекраснее, присоединив к Мендельсону вместе с Глинкой и Шопеном еще вариации Кадлеца и Кабеллы. Музыка не диктовала образ спектакля, а была лишь краской в палитре балетмейстера-живописца. Ее пестрый подбор скреплялся пока что формами академического танца. Иной раз изобразительная фантазия Фокина достигала своеобразных вершин: крепкая пальцевая техника Смирновой, поразительная полетность Нижинского были обыграны в столь изящно-виртуозной композиции, что номер «Полет бабочек» надолго вошел в концертный репертуар.


Статьи по теме:
 Балет "Вакханалии"
 Перемены в общении друзей
 Разочарования и муки работы
 "Хождение в народ"
 Знакомство с С.П. Дягилевым

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: