Летний Фестиваль Балета

«Шехеразада"

Раздел: Постановки балета
14-06-2017


Кому принадлежит первая мысль поставить «Шехеразаду», я не могу сказать. Когда я вошел один раз к Дягилеву ( это было на его квартире в Замятиной переулке* в Петербурге), Л. Бакст докладывал свою, как мне показалось, идею применить для музыки «Шехеразады» вступление к «1001 ночи». Он напомнил нам это начало знаменитых сказок. Он предложил, чтобы внезапно вернувшийся шах, заставший жен своих в объятиях любовников-негров, приказал их запрятать в мешки и эти мешки выбросить в море. Не знаю, как Бакст представлял себе это сценически. Когда я вообразил себе эту картину, мне она очень не понравилась. Прикрывать в самый трагический момент артистов мешками — значит закрыть очень интересную сцену. Мешки были бы тяжелы и некрасивы. Бросать в них артистов было бы опасно. Самый момент падения в море был бы скрыт от зрителя. А главное — я не видел в этом ничего хорошего. Много трудностей, рискованных, некрасивых моментов, и ничего хорошего.Я высказался против. . Все поддержали меня. Хотя Бакст старался передать, как это будет интересно, если понесут к морю мешки, но никого не убедил. Вообще, когда Бакст старался иллюстрировать свои мысли движениями, он только рисковал даже самую чудную мысль провалить. Удивительно, до чего художник, могущий изобразить на бумаге или холсте человеческое тело в самом сложном ракурсе, могущий передать средствами своего искусства большую пластическую выдумку, стильную позу, оказывался беспомощным, когда пробовал изобразить позу своим телом. Выходило совершенно не то, что он воображал. Итак, он не поддержал своего плана своей демонстрацией. «Брось, Левушка»,— насмешливо говорили ему. «Нет, Шура, это не так плохо, нет, Сережа, не говори!» — волновался он.

В общем, главная основа сюжета была принята. Братья шах Земан и шах Назар уезжают на охоту, чтобы внезапно вернуться и узнать, действительно ли жены изменяют царю Индии и Китая, как только он их оставляет. Затем избиение любовников и жен, включая и любимую жену. Бенуа взялся распределить сюжет по музыке. Пошли к роялю. Бенуа быстро, слишком быстро (так невозможно строить сюжет по музыке) написал в нотах: когда в гареме рабыни танцуют перед царственными братьями, когда они уезжают на охоту, когда изменяют жены и т. д. Всего несколько моментов сюжета точно распределены по клавиру. Да и от этой точности ничего не осталось. Например, танцы гарема и отъезд на охоту Александр Николаевич вписал в первую часть симфонии. Эту часть я не ставил совершенно, и она всегда исполнялась как увертюра. Теперь, после того как «Шехеразада» прошла тысячи раз и во всех частях света, трудно было бы представить мирную, ленивую атмосферу гарема, с которой начинается балет, под музыку бушующих волн в 1-й части симфонии.

Как мог А. Н. Бенуа, исключительно музыкальный, до мозга костей театральный человек, сделать такую ошибку? Мне кажется, что он слишком торопился. Его какие-то посторонние причины толкали скорее записать «собственной» рукой «свой» сюжет.


Статьи по теме:
 Интриги С.Дягилева
 Разочарование в балете
 Дебют выпускников
 Зависимость от вкуса публики
 Перемены после 1914 года

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: